Новый терминал иркутского аэропорта, введённый в эксплуатацию в июне 2025 года, признан незаконно построенным — об этом постановил Верховный суд РФ. Но это не означает опасности самого здания, а касается процедурных нарушений при строительстве. Теперь руководству аэропорта предстоит сложный выбор: закрывать терминал или бороться за его легализацию.Об этом «ИрСити» рассказал юрист Дмитрий Кокунов, пояснив, что суть спора — в статусе объекта.
Несмотря на то, что терминал возведён как модульное, сборно-разборное здание (якобы «некапитальное»), Верховный суд указал:
«При возведении объектов, где будет находиться большое количество людей, обязателен строительный надзор, даже если конструкция временная».
Однако управление строительного надзора в Иркутской области работает только с капитальными объектами, и администрация аэропорта, вероятно, искренне считала, что разрешение и госэкспертиза не требуются.
Тем не менее, как установила транспортная прокуратура, при строительстве были допущены серьёзные нарушения:
отсутствовало разрешение на строительство,
не было положительного заключения госэкспертизы,
не проводились инженерные изыскания,
использовался свайный фундамент, что, по мнению надзорного ведомства, противоречит техзаданию и придаёт объекту признаки капитального строения.
Хроника конфликта
Июль 2024: транспортная прокуратура выдаёт представление — терминал «выглядит как капитальный».
Август 2024: прокуратура подаёт иск о запрете ввода в эксплуатацию.
Ноябрь 2024: Арбитражный суд отклоняет иск.
Март 2025: апелляция удовлетворяет жалобу прокуратуры — запрет вводится.
Май 2025: Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа вновь отменяет запрет.
11 июня 2025: терминал принимает первых пассажиров.
Ноябрь 2025: Верховный суд РФ встаёт на сторону прокуратуры — ввод признан незаконным.
Что будет теперь?
По мнению Кокунова, у аэропорта два пути:
Обжаловать решение в президиуме Верховного суда,
Приостановить работу терминала, провести все недостающие экспертизы и оформить легальный ввод в эксплуатацию.
«Это не вопрос безопасности здания, а вопрос соблюдения закона, который, к сожалению, в этой части несовершен», — подчеркнул юрист.
На данный момент аэропорт и прокуратура не комментируют ситуацию. Но если терминал временно закроют, это может серьёзно ударить по логистике, пассажиропотоку и имиджу региона — особенно на фоне планов по развитию туризма и строительству нового аэровокзального комплекса.
Пока же тысячи иркутян и туристов продолжают летать через новое здание — по факту действующее, но по закону — несуществующее.
«Цены взлетели, а бензина нет»: в Иркутске снова дорожает топливо — в районах — коллапс
Погода