В 2027 году в России может произойти радикальное изменение в системе оплаты за электроэнергию: Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила снизить социальную норму потребления, отменить понижающие коэффициенты и сократить перечень льготников. Цель — уменьшить перекрёстное субсидирование, которое сегодня обходится промышленности в 340 млрд рублей в год. Но кто заплатит за эту «экономическую устойчивость»? Об этом пишет «Ирсити».
Социальная норма — это объём электроэнергии, за который вы платите по сниженной ставке. В Иркутской области с 1 июля 2024 года действуют три тарифных диапазона:
до 3 900 кВт·ч в месяц — 1,78 руб./кВт·ч,
от 3 900 до 6 000 — 3,31 руб.,
свыше 6 000 — 6,50 руб.
Но для домов с электроотоплением региональные власти добились повышающего коэффициента 1,8 в отопительный сезон. Благодаря ему льготный порог вырос до 7 020 кВт·ч, а второй — до 10 800 кВт·ч. Без этого коэффициента счета удвоились бы.
По словам гендиректора Zapusk Group Алексея Равинского, у инициативы три причины:
Сократить перекрёстное субсидирование — когда население платит меньше, а бизнес вынужден компенсировать разницу.
Пресечь теневой майнинг и «бытовые» регистрации предприятий, которые платят по льготным тарифам.
Сделать поддержку адресной — чтобы льготы получали не все подряд, а действительно нуждающиеся.
Однако Михаил Васильев, независимый энергоэксперт, видит в этом перераспределение ресурсов в пользу бизнеса:
Для большинства квартир (150–300 кВт·ч в месяц) — ничего не изменится.
Владельцы частных домов с электроотоплением — рискуют потерять коэффициент 1,8, и тогда их платёжки при 6 000 кВт·ч могут вырасти на 30% — с 14 до 18 тысяч рублей.
Майнинговые фермы и нелегальные производственники, маскирующиеся под бытовых потребителей, — лишатся выгоды.
Будущее Иркутской области
Регион активно развивает энергетику: в Усолье-Сибирском строят три новых энергоблока на ТЭЦ-11 (690 МВт, 200 млрд руб.). Эти проекты требуют огромных инвестиций, которые частично могут пойти через тарифы.
Равинский считает, что Иркутской области критически важно сохранить коэффициент 1,8 — иначе десятки тысяч семей окажутся в тяжёлом положении. Васильев же полагает, что льготу рано или поздно отменят, но после протестов вернут в урезанном виде — например, как коэффициент 1,4.
«Будет торг между бизнесом и населением — до тех пор, пока давление не уравновесится», — прогнозирует он.
Формально — это оптимизация энергорынка. На деле — напряжённый баланс между социальной справедливостью и экономической логикой. Для Иркутска, где электроотопление — норма, а не роскошь, всё решит один коэффициент. И от того, сохранят его или нет, будет зависеть, станут ли 2027 год годом реформы — или годом кризиса платёжеспособности.
Погода