В Законодательном собрании Иркутской области прошло расширенное заседание коллегии Контрольно-счетной палаты региона, на котором рассматривался проект закона "Об областном бюджете на 2025 и плановый период 2026 и 2027 годов".
В мероприятии приняли участие спикер областного парламента Александр Ведерников, депутаты ЗС, аудиторы Контрольно-счетной палаты, представители правительства региона и министерств. Заседание прошло под руководством председателя КСП Юлии Махтиной.
Комментируя рассматриваемый документ, Александр Ведерников отметил, что "бюджет Иркутской области традиционно сохраняет социальную направленность". Тем не менее, депутаты хотят понимать, как новый финансовый документ региона будет способствовать достижению национальных целей развития, определенных соответствующим указом президента России.
- Мы постоянно говорим и об инфраструктурном развитии области, отдельным вопросом остается поддержка участников специальной военной операции и их семей, также мы будем настаивать на включении как можно большего числа капитальных ремонтов соцобъектов в территориях региона, - заявил председатель Заксобрания Иркутской области. Он также подчеркнул, что необходимо уделить особое внимание формированию доходной части бюджета и совершенствовать ее планирование.
Глава КСП Юлия Махтина в своем выступлении проанализировала доходную часть бюджета. В частности, она отметила, что в документе заложен рост промышленного производства в результате реализации в Приангарье крупных инвестиционных проектов.Речь идет о выходе на проектную мощность целлюлозно-картонного комбината в Усть-Илимске, запуске первой очереди Тайшетского алюминиевого завода и завода полимеров в Усть-Куте, а также серийном производстве лайнеров МС-21.
При этом, авторы проекта бюджета заложили рост налоговых доходов к уровню 2024 года в сумме всего 5 млрд рублей, что, по мнению главы аудиторов региона, слишком мало. Кроме того, в бюджете заложен также дальнейший рост дебиторской задолженности, которая за последние пять лет итак выросла в 1,7 раза.
В расходах областного бюджета 32% направлено на образование, 27% – на социальную политику, 12,8% – на национальную экономику. Доля межбюджетных трансфертов местным бюджетам составляет 37%, тогда как в 2024 году она находится на уровне 41%.
По мнению Юлии Махтиной, необходимо тщательно проработать вопросы распределения межбюджетных трансфертов между муниципалитетами с учетом преобразования населенных пунктов и районов в муниципальные округа.
Тревогу аудиторов вызывает и недостаток финансирования по ряду госпрограмм, что ставить под угрозу достижение целевых показателей по зарплатам работников бюджетной сферы, в том числе работников образовательных организаций.
Аудиторы Контрольно-счетной палаты Иркутской области представители свои рекомендации по разным направлениям, которые вошли в заключение КСП на проект областного закона о бюджете на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов.
Напомним, в ближайшее время проект бюджета Иркутской области будет рассмотрен на публичных слушаниях.