Легенда ангарской педагогики

«Людям теплохладным, равнодушным, эмоционально чёрствым или просто сухим в педагогике не место. Нужна страсть, увлечённость своим делом, горение на работе» – это убеждение Антона Макаренко полностью разделяет Валентина Афанасьевна Васильева, учитель математики ангарской гимназии № 10, почётный гражданин Ангарска. Совсем недавно она стала лауреатом конкурса Фонда Дмитрия Зимина «Династия». Фонд провёл опрос более 50 тысяч студентов начальных курсов в вузах естественно-научного профиля по стране, и три учителя, многократно названные студентами, и стали лауреатами конкурса. Валентина Афанасьевна, чей трудовой стаж 58 лет, гордится тем, что её выбрали именно ученики, которых она, к слову, помнит всех по именам.

От природы нет неспособных...

Валентина Афанасьевна не любит говорить о себе, поэтому всех журналистов, а перебывало их у неё немало, перво-наперво усаживает чайку попить, хотя сама не жалует сладкое и не ест конфет: «У нас была большая семья, жили мы бедно, не до конфет, а потом так и не научилась». С неохотой рассказывает о том, что росла в тяжёлые военные годы в селе Сосновка Тюменской области. Тогда всем было трудно, дети работали в колхозе наравне со взрослыми, вместо того чтобы в школу ходить. Она была научена делать любую деревенскую работу: сено косить, грядки полоть, коров доить, да и женским премудростям – половики ткать, шить, вязать. Может, оттого, что время было суровое, выросла она строгой и требовательной как к себе, так и к людям.

– Человек должен уметь работать над собой, только тогда он состоится в жизни, – уверена Валентина Афанасьевна. – Софья Ковалевская, Михаил Ломоносов дошли до всего своим упорством и трудом. От природы нет неспособных людей, всё зависит от самого человека. Помню, пришёл в мой класс деревенский парнишка. У себя в школе он был отличником, по математике одни пятёрки были, а у меня месяц проучился – одни двойки. Мать приходит ко мне и говорит: «Девка, что мне с ним делать-то? Может, в вечернюю школу перевести?». Тогда посадила я его за одну парту с отличником, чтобы он видел, к чему стремиться надо. Парень трудился так, что к концу года у него было только две четвёрки. Он потом с медалью закончил нашу школу, с отличием – институт, аспирантуру. Сейчас он доктор наук.

Валентина, уже 15-летним переростком закончив пятый класс, пошла учиться в техникум, со временем заочно окончила педагогический институт. Она вспоминает, что её мама даже букв не знала, а вот отец ходил в церковно-приходскую школу. Он и привил детям стремление учиться: практически все её близкие родственники стали кандидатами наук. Дочка, окончив математический класс, пошла в медицину, теперь кандидат медицинских наук. Валентина Афанасьевна считает, что хорошее знание математики помогло: «Математика – основа основ. На ней держатся все остальные науки: физика, химия, биология, география». И вспоминает слова о том, что образованный человек должен знать три предмета: математику, чтобы владеть всеми естественными науками, русский язык, чтобы понимать все гуманитарные предметы, и физкультуру, чтобы быть здоровым.

Не бояться преград и не жалеть себя

Валентина Васильева считает важным, чтобы ученик верил в себя и не жалел себя – тогда будет результат. Если он будет лениться – всё бесполезно. Поэтому Валентина Афанасьевна к своим подопечным всегда была взыскательна:

– Чтобы ребята знали предмет и не списывали друг у друга, я каждому даю индивидуальное задание и проверяю, как они с ним справились. Помню, как-то ко мне на урок пришёл Саша Соколов (бывший ученик и большая умница!), тогда уже студент-пятикурсник, я иду по ряду, проверяю домашнее задание. Подхожу к одному – не сделал, ко второму – не смог решить, я уже начала вскипать, прохожу мимо Саши, а он подскочил и встал передо мной. Я спрашиваю: а с тобой что? Он смешался и отвечает: «Валентина Афанасьевна, я так испугался, что у меня нет домашнего задания, что чуть рассудка не лишился...».

Когда шло голосование в конкурсе «Имя города» на одном из ангарских сайтов, Александр Соколов (зам. директора по науке ВШЭ, Москва, – авт.) написал о своём учителе: «Из моего класса шесть человек поступили в МГУ, один – в Московский физтех, несколько – в другие вузы Москвы и Питера, в Новосибирский университет. Среди нас – несколько докторов и кандидатов наук, есть крупные бизнесмены, а главное, все очень приличные люди. Никто из нас не знал, что такое репетиторы. На любой областной олимпиаде по математике мы занимали первые 10 мест. Валентина Афанасьевна учила не бояться никаких преград. Мои дети уже окончили МГУ, я сам – профессор в очень уважаемом университете, но, глядя на умных и славных современных ребят, могу ответственно сказать, что так, как умеет учить Валентина Афанасьевна – не только математике, но и жизни, – мало кто умеет. Я приезжал на её 80-летний юбилей. Если бы вы слышали, какие пронзительные ей говорили слова. Я мечтаю, чтобы в мои 80 лет сказали хотя бы десятую часть этого. А сколько было писем, звонков из всех уголков России, из Америки, Канады... Её ученики востребованы везде, где есть спрос на умных, активных и ответственных людей».

Я люблю работать

Сейчас состоявшиеся в жизни ученики дарят Валентине Афанасьевне путёвки, морские круизы в зарубежные страны, автомобили, шубы и корзины цветов.

– Я прожила счастливую жизнь как педагог, – говорит она. – Мои ученики уважают меня за мой труд – это главное для учителя. Я бюллетень могла позволить себе взять только летом, когда никому не была нужна. Важно, когда учитель работает на ученика, а уровень его зарплаты тут ни при чём. Ребёнок чувствует, когда за него борются. Полуживая, но на работу иду, и ребята это ценят. Они ведь хорошо отличают, когда человек работает на них. Сначала, бывает, и не понимают, зато потом будут благодарны. Обычно с одиннадцатиклассниками шучу: вы меня совсем перестали бояться! Они хохочут.

Валентина Афанасьевна убеждена: педагог должен обладать качествами бойца и полностью отдавать себя работе. У неё до сих пор хранятся подшивки журналов, начиная с 70-х годов, с задачами по математике, ведь она 15 лет вела в школе коллективный кружок:

– Мы с ребятами решали труднейшие задачи. Когда ученик их прорешает, можно не беспокоиться – он сможет поступить в любой вуз страны. Сейчас ребятишки стали похуже, надеются на родительские деньги, но я их гоняю нещадно. И не позволяю им обижать друг друга.

Такой подход даёт тот результат, о котором ещё один из её учеников пишет на сайте: «На областную олимпиаду мы поехали почти всем классом. Специально был заказан автобус, но он по дороге глох. Мы немного опоздали, но на математике «порвали» всех, как, впрочем, и на физике».

Валентина Васильева убеждена, что учителю, чтобы научиться владеть детской аудиторией, нужно знать свой предмет в совершенстве. Она считает: «Если педагог сам плохо решает задачи, ученик никогда их решать не будет, его этому не научить». И уверена, что готовиться к занятиям нужно ежедневно.

Не без гордости Валентина Афанасьевна хранит написанные учениками книги и авторефераты с дарственными надписями. Показывает научный журнал со статьёй о Светлане Дульчевской: «Конечно, в математике мужчин больше, но какие бывают женщины... Ой-ой-ой! Вот моя ученица, МФТИ закончила. Это талантище! В математике и физике, но в физике больше! Талантам бывает очень тяжело, помню, как ей доставалось... Она была скромная, спортивная, но очень сильная. Видишь, кем стала?»

И ещё одно признание в любви Валентине Афанасьевне на сайте: «Она профессионал высшего класса. Она всех нас любила и любит. Она была с нами строга и справедлива. Она дала нам нравственные ориентиры в жизни. Безнравственные поступки оценивались немедленно и беспощадно. У неё не было любимчиков. Через годы приходит осознание того, какой заряд энергии был вложен в нас. Из обычных школьников она создала нравственную, профессиональную элиту. Валентина Афанасьевна – легенда нашего города».

Аксана Олефир

"ВСП"



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ