Предложенная правительством региона стратегия развития Иркутской области бесполезна для решения проблем жителей
За два года правительству области так и не удалось разработать качественную Стратегию развития региона. Многократные попытки «протащить» документ через Законодательное собрание, успехом не увенчались. Слишком далек он от реалий развития области и страны. Депутаты сразу заявили, что без конкретного плана действий принимать «пустой» документ не будут. Вместо того, чтобы качественно доработать Стратегию, губернатор в начале августа предложил лишить депутатов права ее утверждать. Теперь он хочет принимать решения единолично, не спрашивая мнение народных избранников. А значит, и жителей, стоящих за каждым из них.
Зачем вообще региону нужна Стратегия социально-экономического развития? Это важнейший документ, который должен решать актуальные проблемы жителей: сколько детских садов, школ и ФАПов построить, дорог отремонтировать, как создавать комфортную среду в городах и как развивать село. А главное – в Стратегии чиновники должны написать, как именно они собираются решать эти проблемы.
Вторая важная задача документа – определить долгосрочные направления развития области. Не жить только сегодняшним днем, а строить будущее региона. Стратегия, предложенная правительством Иркутской области, не решает ни одну из этих задач.
Вопросы без ответов
Начнём с того, что в существующем варианте Стратегии не всегда прописаны сами проблемы, не то что их решения. Да и сама бумага основывается не на актуальных показателях, а на данных 2014-2015 годов.
Стратегия экономического развития региона не может быть принята, потому что в нынешнем виде принесет жителям больше вреда, чем пользы.
Даже там, где проблемы указаны, отсутствуют решения. Например, констатируется, что в регионе остро не хватает медиков. А сколько врачей нужно привлечь и какими пряниками заманить – тишина. В моногородах и на селе остро стоит тема занятости. А сколько нужно создать рабочих мест, какие предприятия открыть – не говорится.
Сколько нужно новых поликлиник, чтобы исчезли очереди? Как увеличить ввод жилья? Сколько создать рабочих мест? И так далее. Обо всем этом Стратегия умалчивает, а ее разработчики, судя по всему, ответов на эти вопросы не имеют.
Больше вреда, чем пользы
Нет в Стратегии сценариев развития традиционных отраслей экономики. Иркутская область заготавливает леса больше всех в России, при этом с одного кубометра древесины получает лишь 81 рубль налогов, при среднероссийском показателе – 196 рублей. Общий объём «лесных» налогов составляет менее 3%, а когда-то они формировали треть бюджета области. Но Стратегия почему-то не ставит задачу по повышению этого показателя.
Судя по содержанию, у нас не планируется построить ни одного нового предприятия по лесопереработке. Пока, при всех огромных объёмах лесозаготовки, высокоразвитым можно назвать только одно крупное предприятие. Остальные просто пилят лес. Очевидно, так и будет продолжаться.
Из Стратегии непонятно, как и за счет чего будут развиваться территории. Более того, Стратегия ухудшает положение многих жителей села. Бумага ещё не принята, а область уже начинает по ней жить. Например, недавно районное управление налоговой инспекции было перенесено из Тайшета в Тулун. То же самое едва не случилось с ветеринарной службой. Местным жителям уже приходиться выбирать Красноярский край и ездить туда учиться, работать, даже покупать продукты.
Задача оказалась не по силам
Пытаясь отбиться от вала разумной критики, чиновники говорят, мол, стратегия должна решать глобальные задачи. Получилось ли это у разработчиков бумаги?
Будущее страны за развитием высокотехнологических инновационных производств. Соседние регионы это уже поняли и активно работают. А в Стратегии правительства Иркутской области даже слово «инновации» ни разу не звучит!
Значит, через несколько лет регион может оказаться в роли кучера, который стоит на углу улицы и не понимает, почему больше никто не хочет ехать на его лошадке… А люди уже пересели на автомобили.
Трудно себе представить, но в документе нет полноценного раздела о защите и охране нашего достояния – озера Байкал.
Услышать голос каждого?
Очевидно, правительство области так и не смогло создать качественный документ, который решает проблемы жителей и соответствует вызовам времени, развитию страны и целям, которые ставит Президент России Владимир Путин. Поэтому в начале августа губернатор предложил оригинальный выход из положения: лишить депутатов права утверждать региональную Стратегию развития.
По вине правительства области, регион может оказаться в роли кучера, который стоит на углу улицы и не понимает, почему больше никто не хочет ехать на его лошадке… А люди уже пересели на автомобили.
Сдаётся, глава региона забыл, что обещал «услышать голос каждого». Депутаты избраны всем населением области, их задача как раз донести до чиновников голоса своих избирателей. Красивый предвыборный лозунг оказался пустышкой...
А проиграют опять жители региона. Ведь наши проблемы не решает бумага под названием «Стратегия развития» и не замечают ее разработчики – правительство области во главе с губернатором.
Стратегия развития Иркутской области. Мнение экспертов
Здравоохранение: Не прописаны механизмы повышения доступности медицинской помощи населению.
Развитие сельских территорий Не решена проблема обеспечения чистой водой.
Труд и занятость: Нет конкретных путей решения проблемы дефицита квалифицированных кадров, обеспечения узкими специалистами, создания новых рабочих мест.
Сельское хозяйство: Не предлагаются конкретные проекты, которые приведут к увеличению производства продуктов в регионе.
Молодёжная политика: Не определены меры для предотвращения оттока молодёжи из региона.
Поддержка малого бизнеса: Нет конкретных проектов, нет прогноза количества рабочих мест.
Образование: Не показано, каким образом все школы будут переведены на односменную работу. Отсутствуют задачи по развитию вузов.
Опорные территории развития: Нет описания новых инвестиционных проектов.
Бюджетная и налоговая политика: Нет бюджетной стратегии, ориентиров для планирования местных бюджетов.
Отраслевые комплексы экономики: Нет программы развития предприятий, не проанализирован эффект от их деятельности для экономики области. Развитие транспортной инфраструктуры связывается только с ростом добывающего сектора.
Экология: Нет способов утилизации отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.
Наука: Не предполагается вклад в развитие фундаментальной науки, в инновации.
ЖКХ: Не прописана взаимосвязь развития строительного комплекса с развитием других отраслей промышленности.
Артём Новиков