В Томске в Передовой инженерной школе Томского политехнического университета работают над созданием композиционного жидкого топлива для гражданской авиации. Для биосырья используют масла, сообщают в пресс-службе ТПУ.
Ученые уже получили первые опытные образцы топлива. В рамках проекта они также создают цифровые двойники технологии их получения и практического применения. При помощи методов нейросетевого прогноза получится повысить эффективность использования биотоплива в гражданской авиации - от выбора сырья до задания параметров технологий получения продукта.
Авиационное биотопливо, отмечают в вузе, обладает рядом преимущество в сравнении с традиционным топливом нефтяного происхождения. Основной плюс - снижение экологической нагрузки авиатранспорта на экологию. При этом к альтернативному топливу предъявляют строгие требования, оно не должно уступать ни по одному из нормативных показателей. Для получения жидкого биотоплива томские ученые используют четыре вида сырья: талловое, рыжиковое и рапсовое масла, а также отходы кулинарных масел. При этом рассматриваются три метода получения альтернативного топлива - каталитический крекинг, процесс Фишера-Тропша и гидрокрекинг.
- Первые образцы топлива уже синтезированы. На следующем этапе планируем разработку катализаторов, которые позволят повысить выход целевого продукта, получать биотопливо с заданными физико-химическими характеристиками, - отметила профессор отделения химической инженерии Инженерной школы природных ресурсов ТПУ Елена Ивашкина.
Ученые параллельно также разрабатывают интеллектуальную базу данных с применением методов искусственного интеллекта. Она поможет в оптимизации процесса получения биотоплива, упростить выбор компонентов, катализаторов, параметров процесса синтеза нового топлива в промышленном масштабе.