Красноярские студенты оцифровывают уникальные объекты Эрмитажа

Красноярские студенты оцифровывают уникальные объекты Эрмитажа. Виртуальные копии экспонатов позволят исследовать древние артефакты из любой точки мира.

Практика проходит в рамках сотрудничества СФУ и Государственного Эрмитажа. Студенты знакомятся с фондохранилищем музея и проводят фотограмметрию экспонатов, то есть с помощью компьютерных программ и фотоаппарата создают 3D-модели древних экспонатов музея, которые будут размещены онлайн.

Кураторы и помощники практики у ребят серьёзные. Со студентами работают доцент кафедры информационных технологий в креативных и культурных индустриях ГИ СФУ Никита Пиков и старший научный сотрудник отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа Дарья Гук, хранители коллекций Эрмитажа — ведущий научный сотрудник отдела археологии Восточной Европы и Сибири Николай Николаев и главный хранитель cектора архитектурной археологии Виктория Панченко.

«Практика была непростой, приходилось решать нестандартные задачи и решать оперативно. В фондохранилище Эрмитажа мы проводили панорамную съёмку фресок апсид. Высота помещения хранилища не позволяет разместить одну из фресок в истинном виде, и для неё было сделано три панорамы. Ещё одна непростая задача — сделать целостную 3D-модель фрески. Мы ещё в процессе, но надеюсь, что справимся. Рада, что не упустила возможность получить такой важный и полезный опыт работы в Эрмитаже», — делится студентка ГИ СФУ Анастасия Селицкая.

В этом году были заново отфотограмметрированы два фрагмента Онежских петроглифов (вторая половина IV – первая половина III тыс. до н. э.), обработаны и склеены 13 долгожданных панорам, среди которых выставка часов и филиальные библиотеки Эрмитажа. По словам старшего научного сотрудника Государственного Эрмитажа Дарьи Гук, иногда студентам приходится доделывать работы предшественников.

«Нужно приглядеться, осмыслить все нюансы фотофиксации, заглянуть вглубь истории, чтобы проникнуться тем, что действительно важно. Только тогда получится отснять необходимое для качественной модели число кадров. Склейка на черновик выявляет недочёты и ошибки. Объекты не слишком сложные, но капризные. Некоторые музейные предметы снимают годами, выявляя особенности, не позволяющие применить метод фотограмметрии с наскока, без особых приёмов», — рассказала старший сотрудник Дарья Гук.

Результаты учебной практики будут представлены на конференции «Ноин-Ула. Археологический феномен между прошлым и будущим», которая состоится в Государственном Эрмитаже в сентябре. В остальное время работы будут доступны онлайн в «Электронной Энциклопедии Эрмитажа. Том 1. Археология» — открытом электронном интернет-ресурсе, также разработанном студентами СФУ.

Соглашение о научном сотрудничестве между СФУ и Государственным Эрмитажем заключили в 2017 году. Согласно документу студенты и сотрудники университета проводят оцифровку отдельных объектов культурного наследия из коллекций музея для изучения и популяризации.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ