26 ноября в пресс-кафе Дома печати состоялось пресс-превью группы «Урагша» — показ новой концертной программы перед журналистами
— Так принято у буржуев, — говорит Александр Хантаев, гостеприимный хозяин кафе и организатор действа. — Перед выходом на публику презентуют свой продукт. Впрочем, собрались не только журналисты, но и люди искусства — деятели кино Баир Дышенов и Александр Соколов, певец Цыдып Аюшеев и другие. В первой части программы представили новую акустическую программу — солировали Дашима Соктоева и Саян Жамбалов. Во второй части показала себя публике Сэсэг Аюшеева. 5 декабря у нее сольная программа в филармонии. Всего «Урагша» представила 14 песен, в том числе старые хиты из репертуара первого состава группы.
Из истории «Урагша»
«Урагша» вспыхнула как сверхновая звезда в 1997 году. Инициаторы проекта — Эржена и Саян Жамбаловы. Они подтянули лучших на то время музыкантов бурятской поп-музыки Анатолия Арсаланова, Эдуарда Хайнчикова, Анатолия Воронова и других. В тот период разрухи и безнадеги многие из них ушли из музыки после распада группы «Аттракцион».
Проект «Урагша» дал им импульс к новой жизни. В 1998 году группа записывает революционный для бурятской поп-музыки альбом в Пекине. Это был первый осознанный и полномасштабный штурм музыкального мейнстрима бурятским этно.
Первый цифровой компакт-диск в Бурятии вышел большим тиражом, но его необычный стиль помешал восприятию на родине. Диск почти весь был на бурятском языке и поэтому непонятен русским, в то же время не по-бурятски сыгран и поэтому непривычен для бурят. Но критика дала лестные отзывы. Именно этот альбом наметил столбовую дорогу, по которой пошли дальше каждый своим путем Намгар Лхасаранова и Евгений Золотарев, Бадма-Ханда Аюшеева, выпустившая альбом этноджаза, и к которой через десять лет вернулась «Урагша» уже в новом составе.
Ну а тогда группа так же быстро распалась, как и появилась. Иначе и быть не могло. Эржена и Саян Жамбаловы совмещали этот проект с другими, а остальные члены группы хотели заниматься тем, что умели делать лучше всего, — играть и петь.
Восставший из забвения
Около десяти лет Жамбаловы были заняты проектами в театре (с экспериментальным театром «Ла Мамма» на Манхэттене, спектаклем «Улейские девушки»), в кино («Первый нукер Чингисхана»), во ВСГАКИ. Именно в академии культуры Саян нашел второй состав «Урагша», вернее, воспитал из собственной группы студентов.
Дебютом группы стало участие на I фестивале этнической музыки «Звезды Белого месяца». «Урагша» смотрелась уверенно и отвечала формату конкурса. Группа располагает «бриллиантом» — певицей Дашимой Соктоевой, параллельно раскручивают Сэсэг Аюшееву. В репертуаре группы не только известные хиты «Чингисхан», «Скачки», но и «Ехор», «Буртэ-Шоно» и новые композиции. Однако теперь «Урагша» не только этно-рок.
Обещание откровений
Проект «Урагша» объединяет этно-рок, поп-музыку и хореографию, «заточенные» под мюзикл. Саян и Эржена всегда хотели синтезировать свои ипостаси в одном жанре и мечтали о полноценном драматическом действии, совмещающем вокал, живое инструментальное сопровождение и пластику — танец. Все перипетии творчества вели и ведут Жамбаловых к мюзиклу, премьера которого, надеются артисты, состоится в будущем году.
Ну а пресс-превью в кафе Дома печати завершилось поздним вечером. Музыканты и журналисты остались довольны. Ностальгирующие деятели СМИ утирали слезы: «Вот так же пела моя бабка!», а гостеприимный хозяин кафе Александр Хантаев успевал откупоривать бутылки с пивом.
Александр Махачкеев
<p align=right><a target=_blank href=http://www.infpol.ru/newspaper/number.php?ELEMENT_ID=26802>"Информ Полис"</a></p>