Легенда о Байкальской принцессе

История с мумией ребенка, известной как Байкальская принцесса, получила новое продолжение. На прошлой неделе реликвия стала предметом обсуждения на совете шаманских общин Прибайкалья, где был поднят вопрос о ее возвращении в нишу горы Бурхай как родовой бурятской святыни. Тема вызвала ажиотаж в Интернете и интерес федеральных СМИ. Однако на проверку в ней оказалось больше пиара, чем мистики.

– Мы предполагаем, что это одна из хранительниц Байкала, – выразил общее мнение на собрании совета шаманских общин Прибайкалья председатель Игорь Олзоев. – Мы будем решать вопрос о ее возвращении, ведь то, как она была захоронена, говорит, что она либо из знатной княжеской семьи, либо из шаманского рода. Поэтому вернуть ее нужно, соблюдая все обряды. Сделать это предполагается в апреле, когда, согласно верованиям, просыпаются духи.

Директор Центра сохранения и развития бурятского этноса Александр Амагзаев сообщил, что на возвращение мумии уже получено согласие министерства культуры и архивов Иркутской области.

Здесь хочется напомнить читателям историю Байкальской принцессы. Посмертную славу она обрела, когда в 2000 году попала к иркутскому художнику Владиславу Несынову. В одних интервью он утверждал, что приобрел артефакт у неких археологов, в других – что сам нашел и извлек его из погребения. И, как человек творческий, создал для своей подопечной красивую легенду, окрестив ее Байкальской принцессой.

Между прочим, на сайте «Имена культуры», который знакомит пользователей Интернета с художниками Приангарья, в биографии Владислава Несынова значится: «Побывав в 1988 году в Египте, художник пересматривает свои творческие ориентиры. Его все больше интересуют история, символика, мифы, сказки. Художника можно назвать романтиком-символистом».

В своем общении с прессой Владислав Несынов называл приблизительный возраст мумии – около 20 тыс. лет. Предположение тут же стало почти фактом. Так же, как и красивая история о том, как Байкальская принцесса вдохновляет мастера и приносит ему счастье, обитая на полке в обычной квартире. Владислав Несынов даже возил мумию в Москву на программу «Пусть говорят», после чего она приобрела уже всероссийскую известность.

Однако в этом году художник неожиданно уехал из Иркутска на долгий срок и подарил Байкальскую принцессу архитектурно-этнографическому музею «Тальцы». Там мумию представили широкой общественности, поместив в экспозицию, а затем отправили на хранение в фонды.

Интересно, что на вопрос о научных исследованиях артефакта Владислав Несынов туманно отвечал, что это стоит очень дорого, а потому никак невозможно изучить бесценный предмет. Хотя у некоторых пытливых умов наверняка возникал вопрос: неужели иркутские ученые ни разу не осматривали мумию? Ведь в столице Приангарья не самая слабая археологическая школа.

Оказывается – осматривали, правда, знакомить с научными выводами широкую общественность было весьма невыгодно. Ведь они ставят под сомнение и возраст, и пол ребенка, камня на камне не оставляя от красивой легенды.

Мумию ребенка нашли более десяти лет назад в нише горы Бурхай у поселка Большое Голоустное Иркутского района. По словам декана факультета права, социологии и СМИ ИрГТУ, доктора исторических наук профессора Артура Харинского, все началось со строительства дороги. По плану трасса подходила очень близко к горе возле заброшенного села Бурха, где находилось кладбище конца XVIII – XIX веков.

– В то время в этой местности у бурят было принято хоронить умерших в нишах скальных выходов, закладывая их камнями, – пояснил Артур Харинский. – При строительстве дороги часть могил была потревожена, а некоторые открылись. Так и была обнаружена мумия. Очевидно, что это позднее захоронение, которое не представляет никакой историко-культурной и археологической ценности.

Кстати, никто Байкальскую принцессу специально не бальзамировал, этот процесс произошел естественным образом, благодаря способу захоронения и очень сухому климату тех мест. По словам археологов, подобные мумии встречаются не только в районе Голоустного, но и в Приольхонье.

– Предметом культа ребенок стал, скорее всего, благодаря какой-нибудь романтической личности, – предположил Артур Харинский. – Но человек, который извлек мумию из погребения, вряд ли был прав. Никому и в голову не приходило, что можно ее забрать. И, насколько мне известно, у бурят не было традиции поклоняться мумиям, ведь и кладбища они не считали благоприятным местом, отделяя мир живых от мира мертвых.

Между прочим, по мнению специалистов, даже пол мумии по антропологическим признакам определить невозможно. Не было в ее могиле и никаких предметов: одежды или украшений. Поэтому в истории Байкальской принцессы больше вымысла, чем реальных фактов.

Неоправданным называет ажиотаж и директор «Тальцов» Владимир Тихонов:

– Мумии есть в разных музеях мира, и в Лувре, и в Эрмитаже. Я думаю, интерес к ней искусственно раздут. Скорее всего, это мумия обыкновенного ребенка. Дирекция музея готова рассмотреть вопрос о ее передаче совету шаманов. Кстати, у нас нет условий для ее хранения, сейчас она содержится в неотапливаемых фондах и покрылась плесенью, в теплом помещении ее хранить невозможно, так как она издает запах.

В самом желании совета шаманских общин Прибайкалья вернуть мумию на место погребения с соответствующими обрядами нет ничего плохого. После стольких лет мытарств она этого заслужила. Но непроверенная информация просочилась в Интернет и была процитирована на многих сайтах народов, которые борются за возвращение своих святынь. А на одном из порталов была даже проведена аналогия между Байкальской принцессой и знаменитой алтайской принцессой Укока. Вот какой мистической властью и способностью творить параллельные реальности иногда обладают СМИ.

Елена Орлова

<p align=right><a target=_blank href=http://og-irk.ru/?doc=4137>"Областная"</a></p>



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ