Шелехов: гонка за лидером

Пример всего одной управляющей компании заставил работать по-новому целый район

Во время заседания правительства Иркутской области, состоявшегося 23 сентября, министр жилищной политики,транспорта и связи Петр Воронин говорил только о тех территориях, где в начале отопительного сезона-2010/11 возникли проблемы. Мы обратились к министру с вопросом: а какой район области можно привести как пример качественной работы и своевременного включения всех систем? Таким лидером отрасли оказался Шелеховский район.

По данным министерства, в 2010 году на всем протяжении процесса подготовки к новому отопительному сезону Шелеховский район был в числе лидеров, причем абсолютно по

всем показателям. Это было неожиданно, ведь если взять данные хотя бы за два предыдущих года, то ничего подобного не наблюдалось. В итоге район, где насчитывается семнадцать теплоисточников в населенных пунктах и одна ведомственная

котельная, запустился одним из первых, уже 17 сентября, и в том, что он спокойно пройдет весь отопительный сезон, у министерства нет никаких сомнений.

Параллельно с подготовкой к зиме в районе шла работа по переходу от экономически неэффективных электрических котельных к более компактным теплоисточникам на угле.

Складывалась парадоксальная ситуация: в небольшом населенном пункте, где все подключенные объекты требовали всего 0,1 гигакалории, работали два котла с установленной мощностью в одну гигакалорию. Переход от слишком мощных котельных к

более компактным, на более дешевом топливе и одновременно -- совершенно новым котельным установкам вместо изношенных котлов на электричестве позволит району сэкономить существенные средства и вызывает полное одобрение у правительства области.

Району есть с кого брать пример: город Шелехов был одним из первых в области, где начался эксперимент по переходу к управлению жилым фондом через управляющие компании. Всего тогда в списке городов-новаторов оказались три населенных пункта: Ангарск, Саянск и Шелехов. Хотя стартовые позиции у трех городов были примерно одинаковыми, безусловным лидером на сегодня (даже в этой, наиболее передовой в нашей области группе населенных пунктов) является Шелехов.

ФОНАРЬ!

Результат появился, разумеется, не сам по себе, а стал итогом серьезной работы, которую проводили все управляющие компании, и в первую очередь наиболее, пожалуй,

прогрессивная управляющая компания "Центр". Она была создана на базе бывшего треста жилищно-коммунального хозяйства города, причем, по мнению Петра Воронина, при ее создании удачно совпали желания директора вести дела по-новому и тогдашнего мэра города вывести Шелехов в число лидеров по уровню обслуживания жилья.

В ведении УК "Центр" в городе металлургов сейчас находятся 98 многоквартирных домов общей площадью 141,8 тысячи квадратных метров. Начали с малого. Многие дома работали по так называемой тупиковой схеме, при которой, пока нет разбора горячей воды жителями, циркуляция в трубах прекращается, вода не идет через полотенцесушители в квартирах и по системе водоснабжения вообще. Если летом это еще терпимо, то зимой

вода остывает, и прежде чем она достигнет приемлемой температуры, многие литры приходится попросту сливать в канализацию.

УК "Центр" начала с того, что перевела все свои дома с тупиковой схемы на циркуляционную и установила во всех домах электронные системы регулирования температуры. По обычной схеме регулирование температуры воды для горячего водоснабжение производится так называемым терможидкостным регулятором -- устройством простым, но неэффективным: зимой, как правило, температура воды оказывается выше нормативной, а летом, наоборот, ниже. Электронные регуляторы позволяют поддерживать температуру, соответствующую ГОСТу, что, с одной стороны, дает огромную экономию, а с другой -- позволяет жителям включать воду, не боясь ошпариться.

Следующим шагом управляющей компании "Центр" стало регулирование в осенние и весенние месяцы. Особенность этих двух сезонов для Иркутской области заключается в том, что

ночные и дневные температуры могут различаться на 20 и более градусов. ТЭЦ-5, основной поставщик тепла, находится достаточно далеко и поставляет в сеть воду с температурой,скажем, 80 градусов. Примерно такой же она приходит и в

квартиры, но если ночью это гарантирует комфорт, то днем становится жарко, и жители регулируют температуру самым простым способом -- открывают форточки.

Просто -- не значит дешево: каждый кубометр перегретого воздуха -- это деньги. Можно было бы установить в каждом доме индивидуальные тепловые пункты, но каждый такой пункт стоит более 700 тысяч рублей, и, разумеется, ни один дом в области не пойдет на такие расходы. УК "Центр" пошла другим путем: в домах были установлены регуляторы расхода воды.

Тут нужно немного вспомнить школьный курс физики. Количество тепла, поставленного в наши квартиры с теплоносителем, можно увеличить или сократить двумя способами: изменив либо температуру теплоносителя, либо объем теплоносителя при постоянной температуре. Устройства, установленные УК "Центр", позволяли изменить объем воды, протекающей в течение дня через батареи, и каждый день утром работник

компании в каждом доме вручную переключал отопление на меньший расход, а каждый вечер -- на больший. В результате экономия достигла 12 процентов поставленного тепла.

Следующим шагом стала замена всей запорной арматуры на шаровые краны. Сейчас это кажется довольно простым и очевидным решением, однако в 2002 году оно было

прогрессивным. Проблема заключалась в том, что установленная во всех домах Шелехова (да и других городов области) запорная арматура и вентили отечественного производства и с самого начала не отличались высоким качеством, а к моменту создания управляющих компаний и вовсе выработали ресурс. Ремонт любой неполадки в таких условиях происходил так: от отопления отключали весь дом (в лучшем случае один подъезд),

всю горячую воду сливали, неисправность устраняли, затем систему заполняли заново. Помимо того что зимой это крайне некомфортно, в любое время года это еще и дорого -- сотни литров воды бездарно терялись из-за неисправности вентилей и задвижек.

ФОНАРЬ!

Пример эффективно работающей компании вызвал интерес и у конкурентов -- что-то они переняли у "Центра", что-то придумали сами. Итог же таков: после принятия в июле 2007

года Федерального закона № 185 "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" Шелехов стал единственным городом в Иркутской области, который три года подряд выполнял все

требования фонда и получал дополнительное финансирование на ремонт и модернизацию системы ЖКХ.

В домах управляющей компании "Центр" это выглядело так: в 2008 году на десять домов получено 29,3 млн рублей, в 2009 году на пять домов -- 35,6 млн, в 2010 году на 26

домов -- 51,8 млн. Всего же за три года -- 116,7 млн рублей. Согласитесь, весьма приличный результат.

Сегодня Шелехов имеет самую эффективную систему теплоснабжения: на один квадратный метр требуется всего 0,02 гигакалории в месяц. В Иркутске на квадратный метр

расходуется 0,027, а в Братске -- 0,03 гигакалории.

Возьмем в качестве примера трехкомнатную квартиру площадью 60 квадратных метров и стандартный тариф -- 562 рубля за гигакалорию. Получится, что житель Шелехова платит за отопление такой квартиры чуть более 670 рублей в месяц, житель Иркутска -- 910 рублей, а братчанин -- 1011 рублей. Добавим к этой разнице норматив потребления горячей воды (Шелехов занимает 10-е место среди 17 городов области) и получим весьма существенную разницу в расходах на содержание жилья. Разницу, которая означает более низкую квартплату, отсутствие долгов, своевременный ремонт и уверенность в будущем.

И безусловная заслуга в том, что Шелехов сегодня оказался в более выгодных условиях, принадлежит управляющей компании "Центр", своим трудом и своими идеями преобразующей жизнь к лучшему.

Арнольд Ларионов



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ