Дмитрий Самсонов: «Нам нужна энергия интеллекта, дополненная ответственностью»

Как оптимально развивать малый и средний бизнес в России, спорят, наверное, с момента его официального «рождения». Но на многие вопросы – о видах поддержки, необходимости бизнес-инкубаторов, кластерном подходе, статусе предпринимателя в современном обществе – однозначные ответы до сих пор не сформулированы. Сегодня о принципиально важных для современного иркутского бизнеса темах мы говорим с человеком, для которого предпринимательство «родное» более двадцати лет – Дмитрием Самсоновым.

Интеллект - гарантия устойчивости

– Дмитрий, в ближайшее время любому бизнесу предстоит «продираться» к намеченным целям в новых жестких условиях. Кроме того, что придется просчитывать, как по делам и отношениям с партнерами «отрекошетят» экономические санкции, отказ Всемирного банка реконструкции и развития сотрудничать с российскими проектами, прогнозируемый мировой кризис, надо будет учесть глобальную общемировую тенденцию по смене экономических лидеров. В такой ситуации главным конкурентным преимуществом компаний станут собственные «мозги» и умение рассчитывать только на свои внутренние ресурсы. Насколько иркутское бизнес-сообщество готово к этому?

– Действительно, сейчас мы находимся в переходном периоде от административно-рыночной к интеллектуально-информационной экономике. И при всех объективных трудностях, это время, когда открываются новые возможности, которые необходимо вдумчиво и вовремя осмыслить. Пока иркутские компании, как и в целом большинство российских, отстают от европейских, американских, азиатских коллег. И если мы не начнем массово развивать интеллектуальные бизнесы, не начнем глубоко вникать в суть бизнес-процессов, то потеряем рынки и время.
То, насколько губительно для бизнеса может быть поверхностное к нему отношение собственника или управляющего, если к работе подключено только желание быстрее заработать, а не интеллектуальные запросы, мы наблюдаем сейчас, когда в жестких условиях происходит естественный передел рынка и отсеивание компаний, «незаякоренных» стратегиями и инновационным бизнес-мышлением. В результате предприятия, которые не могут перестроиться, мобилизовать силы, создать новые ценности и удержать свою нишу, уйдут.
Готовы же к работе в тех условиях, которые вы описали, многие иркутские предприятия, изначально добротно создаваемые на качественном «мозговом» фундаменте. И моя компания готова, потому что я как раз и «затачивал» бизнес под то, чтобы можно было адаптироваться к макроэкономической ситуации и условиям в регионе. Мы нацелены на решение сложных задач, когда нужен хороший наработанный опыт прошлых проектов.

– В переходный период к интеллектуальной экономике перестраиваться в той или иной степени придется не только бизнесу, но и всем, кто ответственен за принятие стратегических решений на региональном уровне.

– Да, проанализировать новую экономическую ситуацию, ее вызовы и риски, предстоит командам управленцев не только в бизнесе, но и во власти. Для повышения конкурентоспособности необходимо быть инновационно ориентированными. Чем быстрее это поймут органы власти, тем лучше, ведь тем скорее получат поддержку и стартапы, и компании, нацеленные на перспективу.
В этом нам стоит изучить опыт европейских стран, где принятие глобальных решений происходит быстрее, проще, и в этом их плюс, важное конкурентное преимущество, позволяющее развиваться ускоренными темпами, что сказывается не только на экономике, но и на обществе в целом. Да, избавление от бюрократии, последовательное упрощение принятия управленческих решений требует целенаправленных усилий, но именно они дадут результат, оправдывающий все вложения в перспективу территории.
Сейчас, когда и крупному, и малому бизнесу придется развиваться быстрее, власти надо адекватно реагировать на общемировые изменения и понять, что объединение интересов всех групп, всех так называемых элит выгодны для всех работающих и живущих в регионе. Ни власть, ни бизнес разобщенно не справятся с глобальной задачей по переходу к интеллектуально-информационной экономике, но если все договорятся, то всем и будет в результате хорошо: если каждый бизнес работает эффективно, то интенсивно развивается и область в целом.

Почему надо менять отношение к предпринимательству

– Но пока ситуация с взаимопониманием и взаимодействием далека от идеальной. Несмотря на то, что предприятий малого и среднего бизнеса становится все больше, а вклад в бюджеты всех уровней увеличивается, его представители «хором» говорят о недостаточной поддержке в виде целевых программ, субсидий, бизнес-инфраструктуры. Как сократить разрыв между растущими запросами бизнеса и не успевающими за ними возможностями региона?

– Да, к сожалению, малый бизнес у нас очень недооценен. Но все же как бы трудно не было, он должен не писать, не кричать, что «власть меня не любит и не понимает», а действовать. У людей есть потребности, проблемы, ты их знаешь – помогай решить. Ищи незанятые ниши и удерживай в них лидерство – в этом прелесть малого бизнеса. Плюс к этому компании должны работать по правилам, соблюдать законы, чтобы не поддерживать образ предпринимателя как обманщика государства.
И если ты доказал, что работаешь на потребности региона, а не только ради выгоды, тогда, имея багаж хороших дел, можешь просить что-то у власти. Если твой интерес этичен по отношению к обществу, закону, бизнес-сообществу, тогда можно претендовать на вхождение в региональные программы. Власть надо воспитывать своими требованиями, и предпринимателей тоже, в этом случае отношения между властью, предпринимателями и обществом будут меняться.
Кроме того, чтобы быть услышанными, нужно объединение предприятий малого и среднего бизнеса в любые формы, в том числе, по отраслевому признаку, чтобы обмениваться опытом, знаниями и продвигать «неподъемные» для каждого по отдельности проекты. Это, в том числе, поможет стимулировать крупные предприятия принимать участие не только в собственных проектах и дать шанс стартапам. У меня есть примеры, когда мы с коллегами объединились между собой и добились поставленной цели.
Благодаря сосредоточенности на комплексном общем проекте в каждом малом предприятии-участнике могут создаваться подразделения, специализирующиеся на инновациях. В период интенсивного роста моей компании я поступал именно так, это дало хороший эффект: специалисты получили возможность профессионально расти, компания стала более устойчивой, заняла свою нишу и смогла планомерно целенаправленно подниматься на новые уровни.
Если все компании сектора или вошедшие в кластер одновременно и примерно одинаково по силе растут, этот сектор начинает предоставлять услуги гораздо более высокого качества, что сразу заметит целевая аудитория этого сектора – люди, которые пользуются услугами, приобретают товары. Улучшать повседневную жизнь людей – в этом роль малого бизнеса. Если он будет честно ее выполнять, это изменит отношение к предпринимателям и предпринимательству в целом.

– В этом отношении, пожалуй, и есть «корень всех зол» предпринимательства: сохраняющееся годами недоверие, непонимание мешают людям бизнеса полноценно «расправить плечи»?
– Да, неверное понимание предпринимательства и, как следствие, негативное восприятие предпринимателей словно «законсервировалось». Видимо, слишком долго у нас пропагандировалось, что «торговля – это плохо», слишком долго родители передавали детям, а те по цепочке – своим детям, постулат о том, что «зачем идти в предприниматели, лучше, по традиции, как все, на завод».
Но сейчас мы живем в современном мире, значит, пора менять понятийную парадигму, менять отношение к предпринимательству. Только так мы построим другую экономику, мощную, конкурентоспособную, устойчивую. Иначе никак. Малиновые пиджаки ушли в историю, сейчас бизнес – это основа экономики, поэтому государству, муниципалитетам нужны люди с предпринимательских мышлением.
И когда общество станет достойно относиться к предпринимателям, они тоже поменяют отношение к обществу. Ранее я говорил о том, что предприниматели должны помогать, но согласитесь, сложно помогать, когда к тебе относятся с пренебрежением.
Но кроме того, стоит поменять отношение и к чиновникам. Надо уходить от стереотипов, при формировании мнения видеть человека, не наклевать ярлыков.

– Как Вы считаете, смена понятийной парадигмы произойдет только со сменой поколений?

– Да, общественные отношения изменятся только таким эволюционным путем, когда придут люди, выросшие в новых реалиях, считающие инновации естественными составляющими жизни.
Это подкреплено и научными данными. Например, в 1970-х годах в нескольких европейских странах, США и СССР было проведено исследование влияния исторически сложившегося менталитета на развитие нации. Учитывались около двадцати критериев, в том числе, насколько человек ценит себя. У жителей нашего государства этот показатель был на минимуме, ведь у нас все завязано на коллективном мнении, россиянин боится, что про него скажут, и это – основной тормоз в развитии личности. Согласитесь, такая информация очень ярко отображает проблемы нашего общества, появившиеся в тот период: своим отношением в чему-то оно само себя загоняет в рамки или в тупик.
Через поколение исследование повторили. Результат показал, что в тех странах, где изначально был высокий уровень самооценки личности, он стал еще выше, и они значительно вырвались вперед по уровню развития (так, в лидерах были Германия, Америка, Япония и Китай). И как мы знаем, эти страны до сих по быстро двигаются вперед и по уровню развития общества, и по уровню роста экономики.
Развитие всего общества начинается с развития конкретного человека. Каждый воспринимает действительность через свою призму, и у россиянина она искривлена, это мешает правильно воспринимать ситуацию и правильно, согласно этой ситуации, думать. Да, смена поколений должна пройти, и тогда многое изменится – и ускорится. Мне это заметно по тому, что в бизнес приходит много свежих людей, которые не отжимали деньги, не воровали, а придумали стартапы и пытаются их развить. Это отличная, оздоравливающая тенденция.
Например, недавно я был на презентации объединения «Бизнес-молодость», где молодые, но уже добившиеся успеха предприниматели делились опытом и вдохновляли сверстников, нацеленных на то, чтобы заниматься бизнесом. Таких людей надо поддерживать, потому что они формируют в обществе правильное отношение к бизнесу и предпринимателям.

Инноваторы рядом выгоднее

– Продолжая тему нового поколения. Вы часто выступаете экспертом или тренером на различных конференциях, мастер-классах, бизнес-сессиях для молодежи. Чем это интересно Вам?

– Общение с молодежью на таких форматах имеет для меня прежде всего практическое значение и направлено как раз на развитие моего бизнеса. В практических интеллектуальных соревнованиях стремятся участвовать молодые люди определенного склада: умные, целеустремленные, дотошные, неравнодушные, талантливые. Я смотрю на них, прежде всего, как на потенциальных деловых партнеров и готов пригласить в свою компанию на стажировку, а в будущем – и на постоянную работу.
Нам нужна энергия интеллекта, дополненная ответственностью, нацеленностью на результат, честностью, умением работать в команде. Все эти качества проявляются во время деловых игр, там их сложно «сыграть», там человек раскрывается. Наблюдение за участниками – лучший способ выделить лидеров.
Кроме того, даже если эти старшеклассники или студенты не становятся нашими стажерами, я иногда формирую из них "мозговые группы", чтобы они могли быстро проанализировать какой-то реальный проект, как в компьютерных технологиях, когда для решения масштабной задачи подключается несколько компьютеров. Это хорошая тренировка на умение мыслить логично, структурировано и быстро, умение слышать и подхватывать идеи друг друга.
Еще такое общение интересно мне возможностью повлиять на воспитание нового поколения предпринимателей, нацеленных на качественное ведение бизнеса, не боящегося работы как таковой, не боящегося обжигаться, не паникующего при первых трудностях. Думаю, с такими людьми не будет проблем, доставляемых так называемым «поколением Y», представители которого хотят выйти из института, получить высокую должность с огромной зарплатой и при этом не готовы нести ответственность.
Хотя, по большому счету, учить предпринимательству гораздо лучше начинать со школы, с первого класса.

– Но ведь считается (и это доказано исследованиями), что предпринимателями могут стать не более 3-5 процентов людей?

– Да, есть такая статистика, но думаю, что человек прежде всего должен вырасти уверенным в себе, и предпринимательство учит этому, как и тому, что жизнь – это наш главный «бизнес-проект». У каждого есть предрасположенность к наращиванию определенных навыков, компетенций, в то время как какие-то другие будут даваться сложно, потому что он так устроен, запрограммирован с рождения. И надо как можно раньше понять, какие компетенции тебе стоит развивать, работать над ними и потом идти именно в «свою» сферу.
Но в любой сфере, любой профессии есть элементы предпринимательства, будь то топ-менеджмент, бухгалтерия или администрирование. Предприниматель – не обязательно лидер, это любой человек, который вносит в работу инновации, стремится к постоянному улучшению результата, готов начинать новый проект и шлифовать его до совершенства. И предпринимателем, я уверен, может быть большая часть людей, просто поменяв отношение к жизни. Да, это риск, это ответственность, но когда ты докажешь самому себе, чего ты стоишь, ты не просто повысишь самооценку – ты будешь чувствовать себя уверенно, а следовательно, свободно.

– Многие нынешние руководители предприятий старой формации сейчас выступили бы Вашим яростными оппонентами. Абсолютно не желая ни перестраиваться, ни уж тем более переучиваться, во всем новом – и в носителях этого нового – они видят угрозу «пошатнувшегося кресла», поэтому до последнего будут сопротивляться, стараясь сохранить постностью устраивающий их status quo.

– В этом вы правы. У нас не формируется предпринимательский дух, потому что такие люди боятся вырастить себе конкурентов. Я же строю бизнес на партнерстве, поэтому прогрессивные инноваторы рядом мне, наоборот, выгоднее, ведь при таком подходе, чем сильнее будут партнеры, тем больше и качественнее я могу с ними сделать.
Сейчас смысл моего бизнеса – не прибыль как таковая, а развитие, максимальное. Акцент сделан на понимании того, для чего получаешь прибыль. Я ее создаю, чтобы менять мир. Это можно делать и в городе, где живешь. Главное, чтобы рядом были люди, которые мне доверят, и, видя направление, за мной пошли. Такие люди не берутся из ниоткуда. Их надо вырастить. Над этим и работаю.

Автор: Анна Важенина



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ