Правило «минус один»: как предпринимателям пережить кризис

Известный предприниматель, основатель «Додо Пицца» Федор Овчинников поделился своим видением, как предпринимателям пережить кризис. По мнению редакции ИА «Байкал24», многим предпринимателям необходимо не просто задуматься о тезисах Федора, но и как можно быстрее переосмыслить многое в собственном бизнесе.

Федор Овчинников: В России процветает «ресурсное мышление»: люди думают, что любое серьезное изменение к лучшему требует серьезных ресурсов – больше сотрудников, денег, времени. Все наоборот Однажды я вошел в свою пиццерию во время ланча и увидел настоящее столпотворение. У прилавка топтались, вздыхали и ждали своей очереди человек двадцать. Хотел бы я сказать: «Мы стали так популярны, что подверглись невиданному нашествию гостей». Но причина столпотворения заключалась в другом. В обеденный час пик в нашей флагманской «Додо Пицце» работала только одна касса, а кухня просто не справлялась с потоком заказов, вполне типичным для этого времени. Когда я спросил менеджера смены, почему он не успевает обслуживать гостей, он ответил: «Потому что мне не хватает людей». Мог бы и не отвечать, это оправдание я слышу чуть ли не каждый день. Думаю, с этим сталкивается в России каждый бизнесмен. Как только что-то идет не так, менеджеры сразу же оправдываются тем, что у них мало рабочих рук. И чтобы все шло так, надо их просто добавить. Грязь в залах? Давайте наймем еще одну уборщицу. Долго доставляем пиццу? Давайте увеличим число курьеров. Выстроились очереди? Ну, ясное дело, надо взять еще одного кассира. Это «ресурсное мышление» – и оно в России доминирует. Так мыслят у нас почти все. Возьмите хоть обывателя у телевизора, хоть управляющего маленькой пиццерии в провинциальном городе, хоть крупного федерального чиновника: все уверены, что решение больших задач непременно требует еще больших ресурсов. Чтобы победить преступность, нужно набрать больше полицейских. Чтобы во дворе было чисто, надо набрать больше дворников. Чтобы электрички ходили по расписанию, нужно увеличить финансирование РЖД. Не всегда речь идет о коррупции. Многие люди искренне убеждены, что изменить что-то к лучшему можно, лишь вложив больше. Давайте нам больше денег, говорят эти люди, и тогда жизнь изменится. Да мы мир перевернем! Когда управляешь даже одной маленькой пиццерией, начинаешь понимать, какое все это чудовищное заблуждение. Чем больше вы тратите на решение проблем, тем хуже они решаются. Ведь «ресурсное мышление» позволяет не «включать» голову. Конечно, есть проблемы, которые действительно требуют инвестиций. Но в то же время огромное количество задач можно решить за счет грамотного управления. Чтобы избавиться от очередей, мы стали анализировать, почему порой не справляемся, и поняли, что на кухне люди иногда просто не успевают вовремя «набрать скорость». В нашем деле скорость обработки заказов сильно зависит от атмосферы в цеху, где готовят пиццу: если люди чувствуют драйв, они делают все быстро. Но пиццерия, как машина – чтобы набрать темп, нужно разогнаться. Утром заказов мало. В спешке нет необходимости. Если не начать шевелиться заранее, к часу пик люди просто не проснутся и не справятся с потоком. Решение напрашивается: надо просто наращивать темп еще до того, как в этом появляется необходимость. «Лишние» усилия как раз можно потратить на то, чтобы заготовить что-то за несколько часов до часа пик, чтобы потом не тратить на это время, когда каждая секунда будет на счету. Причем есть нюанс: в первую половину дня у нас работает одна смена, во вторую – другая. То есть одни прохлаждаются и уходят домой, даже не вспотев, а другие потом носятся как угорелые. Первые могут помочь вторым, если подготовят цех к работе в час пик. Поэтому мы ввели отдельную процедуру передачи смены, в которой прописано, что утром надо сделать для того, чтобы помочь тем, кто будет работать вечером. Причем готовиться к часу пик могут не только пиццамейкеры, но и сам управляющий. Разобравшись со своей бумажной работой заранее, он ведь тогда во время пика сможет встать на кассу – и тем самым обеспечить бесперебойную работу пиццерии, не раздувая штат. Кажется, это все мелочи. Но бизнес и состоит из мелочей. Именно умение работать с мелочами отделяют победителей от проигравших, прибыльный бизнес от убыточного, эффективную компанию от посредственной. И только избавившись от «ресурсного мышления», можно мотивировать себя анализировать эти мельчайшие детали и искать умные решения. Думаю, очевидно, что в кризис это умение становится жизненно важным. Если раздуть штат, сокращать его будет очень сложно. Если не приучить людей работать эффективно, вернуть производительность труда на приемлемые показатели будет практически невозможно. Я заметил, что люди не так сильно расстраиваются от того, что им сокращают зарплату, как от того, что нужно работать больше, чем они привыкли. Обычно словосочетание «ресурсное проклятие» используют для того, чтобы описать зависимость российской экономики от продажи природных ресурсов. Но проблема глубже: вряд ли можно построить эффективную экономику и уйти от нефтегазовой зависимости, если прежде не избавиться от «ресурсного мышления». Я уже давно запрещаю менеджерам оправдывать проблемы отсутствием людей. Но с прошлого года мы пошли дальше и ввели негласное правило под кодовым названием «минус один». Оно заключается в том, чтобы добиваться большего результата меньшими средствами. Например, если пиццерия достигла хорошей выручки, мы спрашиваем себя, можем ли сохранить ее, по-прежнему обеспечивая высокое качество продукта и сервиса, но сократив при этом персонал на одного человека? Еще более интересная цель – сократив ресурсы, не просто сохранить прежние показатели, но повысить их. «Минус один» – полная противоположность «ресурсному мышлению». Если упование на увеличение расходов приводит к разложению всей системы, то их сокращение тонизирует менеджмент, стимулирует вникать в мельчайшие детали и искать неочевидные решения. Я уверен, что только такой подход может обеспечить долгосрочное конкурентное преимущество и привести компанию к успеху. К сожалению, не все люди разделяют мою уверенность, да и вообще задумываются о таких материях. Благодаря вирусу «ресурсного мышления» есть немало тех, кто не привык смотреть в суть явлений. Такие люди видят лишь одно: компания «выжимает из них соки». Я столкнулся с тем, что очень трудно донести до них мысль о том, что это им же во благо. Ведь то же сокращение сотрудников и повышение производительности труда приведет к тому, что каждый в компании будет зарабатывать больше. Бизнесу всегда выгоднее платить в полтора раза больше человеку, который научился работать вдвое эффективнее. Не говоря уж о том, что только избавление от «ресурсного проклятия» хотя бы в отдельно взятой пиццерии обеспечит людей хоть какой-то работой в обозримом будущем. Думаю, всем понятно, что кризис только начинается. Неэффективные компании, пораженные вирусом «ресурсного мышления», будут сходить с дистанции. Увеличится безработица. Может, тогда будет чуть полегче доносить до всех мысль о том, что нужно добиваться максимального результата минимальными средствами? «Мы за ценой не постоим», – не лучший экономический лозунг во время рецессии. Реалии, кажется, таковы: или вы сегодня применяете принцип «минус один», или вы завтра просто выходите из игры.


Источник daily.rbc.ru


РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ