О проблемах школьного образования честно поговорили в Иркутске

21 июня в пресс-центре информационного агентства "Байкал24" состоялась дискуссия, посвященная проблемам школьного образования в Иркутске. На площадке встретились педагоги, неравнодушные родители, чиновники, общественники и журналисты. Напомним, что серия дискуссий "Культурный код" организована клубом "Губерния", фондом Ю.А. Ножикова, журналом "Иркутские кулуары" и информационным агентством "Байкал24". 

О чиновниках

Круглый стол начался с выступления Альбины Павловны Новиковой, заместителя начальника Департамента образования администрации Иркутска. Она рассказала об аспектах деятельности ведомства. 

Участники дискуссии выражают благодарность Альбине Павловне за присутствие на круглом столе. Представители министерства образования Иркутской области в последний момент отказались от участия. Чиновники сослались на селекторное совещание с министерством образования России.   

О молодых специалистах

Педагогические кадры стареют. Как рассказала Альбина Новикова, городские власти предпринимают усилия, чтобы сохранить молодежь в школах, но четверть из пришедших к школьной доске 1 сентября не дорабатывают год. Так, из 130 выпускников педвузов остается не более ста. Повышенный коэффициент для молодых специалистов (в первый год он составляет 60 % к ставке, во второй - 36 %, в третий - 24 %), единовременная 50-тысячная выплата (в 2016 году ее получили в Иркутске 131 человек), конкурсы профессионального мастерства и образовательные форумы с наставничеством не мотивируют выпускников. 

Прозвучала информация о том, что сокращаются кадры преподавателей педагогических вузов. То есть может случиться, что готовить преподавателей в Приангарье будет некому. Ранее на других общественных площадках обсуждалось, что Иркутская область через десять лет останется без педагогов музыкальных школ. 

Об отношениях в коллективах преподавателей

Преподаватель техникума, фамилию которой мы не укажем, рассказала, как возрастные педагоги выживают молодые кадры из школ. В свое время она была вынуждена уйти из школы в ПТУ. Педагог призвала чиновников обратить внимание на опыт средне-специальных учебных заведений. По ее мнению, опыт педагогов профессионального и дополнительного образования может помочь учителям средних школ. 

Инна Юрьевна Капичникова, председатель совета ИРОООО "Всероссийское Педагогическое Собрание", председатель общественного совета федерального партийного проекта "Модернизация образования в городе Иркутске", поделилась историей из Хомутово. Там юной учительнице английского отдали почти все классы и рутинную воспитательную работу. Девушка "вернулась в Иркутск и отдала  подъемные".

О женщинах в образовании

Провокационный тезис во время круглого стола выдвинул президент фонда Ю.А.Ножикова Юрий Курин. По его мнению, проблема образования в том, что в нем слишком много женщин. Он пояснил, что "женщины так устроены, им надо, чтобы все было хорошо, при этом действительность они лакируют, а отдельные проблемы преувеличивают". И привел в пример небезызвестную иркутскую чиновницу в сфере образования, "у которой в докладах все всегда хорошо". В том числе уровень зарплат молодых преподавателей в Шелехове. Но этот вопрос не стал самым острым на круглом столе. 

О других странах 

Инна Юрьевна Капичникова поделилась информацией о том, что в соседнем Китае преподаватели живут комфортно и пользуются уважением в обществе. И, если в Прибайкалье люди с педагогическим образованием уходят из профессии, то в Китае в педагоги рвутся представители других профессий. В том числе журналисты. 

Колумнист Владимир Демчиков рассказал об опыте Франции. По его словам, во Франции в первую очередь обсуждают проблемы образования, а не достижения олимпиадников и медалистов.
Возник спор о том, была ли профессия учителя когда-либо почетной в России. Журналист Владимир Скращук отметил, что в Российской Империи учителям жилось плохо. 

О бедности 

Депутат Законодательного Собрания Алексей Козюра обратил внимание на бедность граждан. В Иркутской области 113 тысяч из 260 тысяч школьников претендуют на бесплатное питание. Это, по мнению депутата, означает, что семьи живут на уровне прожиточного минимума. Образование требует затрат: занятие в школе раннего развития, учебники, тетради, одежда, репетиторы. 

Классы состоят из 30-35 человек, школа работает в две смены. В регионе принята целевая программа, которая должна частично разгрузить школу, но об этом говорить рано.

О нарисованных отчетах

На круглом столе озвучили проблему показателей эффективности. На сегодняшний день они основной фактор начисления заработной платы. Эффективность определяется грамотами, дипломами, бумагами, отчетами, за которыми теряется ученик. "Ври и зарабатывай", - возмутился Владимир Демчиков. 

Участники также обсудили отчеты преподавателей и завышенные показатели, которые выдают школы. Многих возмутило, что оценка качества работы преподавателей строится на оценках, которые они ставят ученикам. По мнению некоторых участников, именно это губит систему.

О математике 

Результаты ЕГЭ по базовой математике превышают средний показатель по России, что является хорошим результатом, сообщила Альбина Новикова. Журналист Владимир Скращук сообщил, что в Иркутской области почти 300 человек не сдали базовую математику. Это, по мнению журналиста, говорит о чрезвычайно низком уровне подготовки выпускников. 

Поясним для наших читателей. Базовый ЕГЭ сдают те, кому не требуется поступать в вуз, экзамен по математике в котором является вступительным. "База" нужна для окончания школы. Профильная математика является вступильным экзаменом, например, в экономические, технические вузы. С точки зрения образованного человека "базовая математика" - примитивный экзамен. Чтобы пройти порог, нужно решить всего три задания.

О родителях и жалобах

На круглом столе неоднократно звучали довольно некрасивые выпады в адрес департамента, министерства, отдельных директоров и учителей. Альбина Новикова упрекнула родителей в том, что они не обращаются в департамент, и вопросы остаются нерешенными. 

О страхах и обидах

О страхах говорил депутат Законодательного собрания области Алексей Козюра. Страх совершить ошибку преследует любого ученика, будь он – первоклассник, будь – выпускник.  Участники круглого спорили во многом, но сошлись вот в чем. Сегодняшнее российское образование прививает ребенку чувство страха перед обучением, страх не справиться. 

О домашнем образовании 

С докладом выступила Юлия Романовна Стеблецкая - представитель сообщества сторонников семейного образования, родитель-эксперт в области альтернативного образования.
Она посетовала, что школа хочет видеть управляемого ребенка, дробит знания на предметы, просит  зазубривать и отчитываться. Опытные педагоги уходят, а новые работают по новым стандартам, и они плохие. По ее мнению, современная школа не способна дать обществу развитого во всех отношениях ребенка.

О директорах и блогах

Поговорили и о том, что школа – это закрытое пространство. Однако участники круглого стола не сошлись во мнении, плохо это или хорошо. Директорам посоветовали вести блоги, учителям – не общаться с родителями сквозь зубы.

Итог

В образовании все понимают всё и никто не понимает ничего. Окна министерства образования Иркутской области выходят на Москву, слушать иркутян высшим чиновникам региона неинтересно. Специалисты многочисленных департаментов и методических институтов, многие из которых видели живых детей только у себя дома, упрямо суют педагогам новые методики работы и формы отчетности. Возрастные преподаватели не уходят с насиженных мест и создают невыносимые условия для молодых специалистов: отбирают учебные часы или напротив, формируют для них рутинную нагрузку. Молодые специалисты, несмотря на подъемные, не могут найти жилье, с трудом живут на низкую зарплату и сами не понимают, как формируется заработная плата педагога. В лучшем случае пытаются разобраться сами или звонят Владимиру Путину, в худшем – уходят из профессии. Родители не знают и не понимают, как должна работать школа. Одни хотят видеть в расписании ребенка три языка, высшую математику и йогу, другим хочется, чтобы школа не мешала и никак не напоминала о себе. Впрочем, после распада СССР родителям никто не объяснил доступным языком, для чего теперь нужна школа и какая она. Учителя страдают от форм отчетности, рутинной аттестации, нередко бесполезных курсов повышений квалификаций, разборок с родителями, переполненных классов, выбора между формальными показателями эффективности и реальной картиной образовательного процесса. Все эти непонимания сходятся в одной точке и дают нам будущих взрослых, которые в страшных снах видят школьную физкультуру и контрольные.  



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ