Россия столкнулась с арабами на китайской границе

Ближневосточные производители нефти начинают борьбу со своими российскими конкурентами за потребителей на самом быстрорастущем азиатском рынке. Компании из стран Персидского залива уже начали пересматривать свою экспортную стратегию и политику ценообразования, готовясь к появлению в регионе новых объемов российской нефти, поставляемой по трубопроводу ВСТО. Их опасения не напрасны, и российские компании в будущем могут начать вытеснение ближневосточной нефти с рынка.

Страны Персидского залива начали пересмотр экспортной стратегии поставок нефти и политики ценообразования на нее после появления на рынке российской нефти сорта ВСТО, пишет The Wall Street Journal. Борьба идет за то, кто будет доминировать на самом быстрорастущем энергорынке мира, отмечает издание.

Сорт ВСТО — нефть, поставляемая в российской порт Козьмино на побережье Тихого океана по трубопроводу из Восточной Сибири на Тихий океан (ВСТО). Это первый российский трубопровод, позволяющий экспортировать сырье не на запад, а на восток. Он заработал в начале года. Всего по ВСТО в этом году планируется прокачать 15 млн т нефти, которую добудут «Газпромнефть», «Роснефть», «Сургутнефтегаз» и ТНК-ВР. В следующем году начнется экспорт еще 15 млн т нефти в Китай.

В борьбе за азиатский рынок нефтяники Ближнего Востока начинают уделять меньше внимания традиционным рынкам экспорта — США и Европе. По данным агентства Platts, объемы экспорта из Саудовской Аравии в США в августе прошлого года упали до 745 тыс. баррелей в день, что является самым низким уровнем за последние 22 года. Столько же нефти отправляется в Китай, который скоро вместо США может стать крупнейшим рынком для этой страны. О снижении интереса к американскому рынку свидетельствует отказ в декабре компании Saudi Aramco от аренды нефтехранилища на острове Синт-Эстатиус в Карибском море, которым она пользовалась с середины 90-х годов и из которого нефть шла в США. Одновременно Saudi Aramco и Абу-Даби подписали соглашения о хранении нефти в Японии, чтобы было легче поставлять нефть в Азию.

Все это — шаги, чтобы противостоять появлению в регионе нефти ВСТО, цитирует The Wall Street Journal глобального директора рыночных исследований Platt`s Хорхе Монтепеке. Ирак и Иран также борются за азиатских клиентов. Они изменили способ продажи нефти и теперь берут на себя расходы по погрузке нефти в танкер. Саудовская Аравия в феврале неожиданно снизила официальную цену продажи своей нефти Arab Light с марта клиентам в Азии. В декабре Саудовская Аравия была крупнейшим импортером нефти в Китай, на ее долю приходилось 24% поставок, второй по величине была Ангола (20%). Россия и Иран до ввода ВСТО занимали по 7% рынка, говорится в отчете банка Barclays Capital.

Центр мирового спроса на нефть смещается в Азию, и конкуренция на этом рынке будет расти, соглашается директор по развитию московского отделения Argus Михаил Перфилов. Российская нефть находится ближе и по мере роста поставок сможет вытеснить объемы ближневосточного сырья с рынка АТР, добавляет эксперт. Но чтобы удачно конкурировать, российским компаниям надо добиться возможности продавать свою нефть за два месяца до погрузки, как это делают все поставщики в регионе, считает господин Перфилов, и обеспечить доступность спотовых партий сырья для максимального количества местных клиентов. В российских нефтекомпаниях не комментируют, как будут работать на этом рынке. Собеседник „Ъ“ в одной из компаний признает, что более низкие, чем у арабов, затраты на транспортировку являются одним из конкурентных преимуществ российских нефтяников.

В то же время старший аналитик рынка энергетики из международной исследовательской компании IHS Global Insight Эндрю Нефф считает, что уровень конкуренции между нефтью двух сортов «несколько преувеличен». Даже после выхода ВСТО на мощность в 50 млн т в год эти объемы будут гораздо меньше, чем поставки из стран Ближнего Востока, уточняет эксперт. Кроме того, китайский спрос растет, добавляет он, так что Россия имеет возможность получить «долю увеличивающегося пирога». По мнению господина Неффа, необходимость сохранять конкурентные преимущества может стать одним из аргументов российских нефтяников, которые добиваются сохранения нулевой пошлины на нефть из Восточной Сибири.

Алена Миклашевская, Евгений Хвостик, Денис Ребров



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ