Все, что вы хотели знать о лизинге автобусов для Иркутска, но стеснялись спросить

Ситуация вокруг договоров МУП "Иркутскавтотранс" о лизинге автобусов разной вместимости продолжает будоражить умы сетевой общественности и активистов каких угодно фронтов, но только не Общенародного. ИА "Байкал24" решило выяснить у чиновников администрации Иркутска что же на самом деле произошло и почему были приняты именно такие решения по пополнению основных фондов муниципального предприятия. 

Как рассказал начальник управления транспорта администрации Иркутска Евгений Владимирский, на начало года парк МУП "Иркутскавтотранс" составлял порядка 180 единиц транспорта, в том числе около 40 автобусов "ПАЗ" выпуска 2003-2004 годов. К настоящему времени, их ресурс уже практически выработан. Ежедневно на городские маршруты выходило 136-142 единицы транспорта. Именно поэтому весной было решено закупить крупную партию автобусов для замены аварийных машин и увеличения числа автобусов в городе. 

- Причин, по которым мы хотели получить сразу несколько десятков автобусов для городских маршрутов, было несколько: наши старые пазики больше ремонтировались нежели возили людей, приближался дачный сезон, когда мы вынуждены снимать с городских маршрутов автобусы и отправлять их на пригородные маршруты, наконец, горожане постоянно требуют муниципальные автобусы, поскольку многие частные перевозчики отказываются возить льготные категории пассажиров. Мы пытались договориться с государственными и крупными лизинговыми компаниями, но они отказались от сделки из-за непростого финансового положения предприятия. Поэтому когда "Питер-Авто" предложило нам партию автобусов выпуска 2014-2015 годов в приличном состоянии и выкупом в течение нескольких лет мы, конечно, согласились, - пояснил Евгений Владимирский. 

Он отверг обвинения в адрес городских властей по поводу невыгодности данной сделки. 

- Я понимаю почему началась путаница в этом вопросе. Дело в том, что суммы, указанные в договорах с "Питер-Авто" на поставку автобусов в лизинг МУП "Иркутскавтотранс", рассчитаны исходя из срока действия договора в течение четырех лет. Однако, в самом договоре содержится пункт, позволяющий немного увеличить ежемесячные лизинговые платежи и досрочно выкупить автобусы. Именно поэтому, реально каждая машина нам обойдется примерно в 2,48 миллиона рублей, которые мы выплачиваем равными частями в течение трех лет вместо четырех. То есть, никаких 3,35 миллионов рублей за автобус мы не платим. В месяц получается менее 70 тысяч рублей лизинговых платежей с учетом аренды и выкупа, - подчеркнул Евгений Владимирский. 

К настоящему моменту город получил уже 30 из 40 "лизинговых" пазиков. Это позволило увеличить ежедневный выпуск машин на линию до 150 единиц вместо 136-142. Большая часть из новых автобусов сейчас работает на 37 маршруте. В ближайшие недели в Иркутск придут еще 10 автобусов. Они закроют основные потребности в дополнительных единицах на городских маршрутах и удовлетворят запросы горожан на перевозки льготных категорий пассажиров. Если, конечно, МУП "Иркутскавтотранс" найдет водителей. С увеличением количества автобусов, предприятие столкнулось с "кадровым голодом" и сейчас ведет набор на работу. 

Что же касается приобретения в лизинг двух автобусов "ЛиАЗ" у ангарского муниципального автотранспортного предприятия, то тут и вовсе складывается комичная ситуация.

- Их ругают, что они продали автобусы задешево, нас ругают за то, что мы купили эти автобусы задорого, - смеется Евгений Владимирский. 

Действительно, два автобуса "ЛиАЗ" выпуска 2014 года в общей сложности обойдутся "Иркутскавтотрансу" в 9 миллионов рублей с рассрочкой платежа на три года. Это как раз стоимость одного нового "ЛиАЗа" при единовременном платеже. 

- У нас не было и нет столько денег, сколько просили ангарчане за свои автобусы. Но мы нашли лизинговую компанию, которая для нас выкупила эти машины и передала нам их в лизинг на три года всего за 12% годовых. Самое печальное, что и мы, и коллеги из Ангарска, и лизинговая компания готовы были по такой же схеме провести для Иркутска еще несколько автобусов, которые себя не оправдывают на ангарских маршрутах. Однако, после шума и необоснованных обвинений в соцсетях, все переговоры сейчас остановлены. В результате, автобусы простаивают, приносят убыток и теряют в стоимости, а горожане продолжают испытывать неудобства в работе общественного транспорта, - отметил Евгений Владимирский. 

По его словам, похожая ситуация сейчас складывается и в сфере закупки топлива для "Иркутскавтотранса". После того, как компания "БайкалЦентрум" стала "героем" сетевых публикаций, она может прекратить сотрудничество с муниципальным автопредприятием. 

- Мы готовы работать с любыми поставщиками, которые обеспечат приемлемое качество топлива и соблюдение технических условий, а также дадут отсрочку по оплате до 45 дней и более. Конкурсы на поставку топлива проводятся регулярно. Приходите, участвуйте, выигрывайте, - пригласил предпринимателей начальник управления транспорта администрации Иркутска. Но, по его словам, как только потенциальные поставщики видят объемы поставок и условия отсрочки, они отказываются от участия в конкурсе. 

Еще одно немаловажное обстоятельство, о котором напомнил Евгений Владимирский. Все затраты, в том числе по лизинговым платежам, несет само предприятие МУП "Иркутскавтотранс". Из городской казны ни копейки не тратится на эти цели. Более того, к настоящему моменту администрация Иркутска должна за этот год муниципальному предприятию порядка 70 миллионов рублей за перевозку горожан на социально значимых, но нерентабельных маршрутах, на которых частные перевозчики просто не хотят работать. Но о взаимоотношениях частников и муниципалитета в сфере организации перевозок общественным транспортом разговор отдельный. 


Александр Перов


РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ