Прерванный рейс

Как в Чите посадили самолет с выбитым стеклом.

21 октября в читинском аэропорту приземлился самолет Ан-24РВ, у которого в пилотской кабине по неизвестной причине вылетело стекло. Краевое управление МЧС, очевидно для того, чтобы успокоить жителей Забайкалья, сообщило об инциденте, как о «посадке самолета с трещиной на стекле». Между тем произошедшее оказалось гораздо серьезнее. Самолет и пассажиров спасли лишь профессиональные действия пилотов.

Хлопок за облаками

Рейс Хабаровск-Благовещенск-Чита-Иркутск в тот день проходил в штатном режиме. Экипаж воздушного судна Ан-24РВ с номером RA-47804 иркутской авиакомпании «ИрАэро» вел самолет по заранее проложенному курсу в заоблачной выси. Рейс в тот день обслуживали командир воздушного судна Владимир Верхозин, 2-й пилот Константин Поздняков, штурман Александр Прохоров, бортмеханик Александр Разумовский и бортпроводница Даниэла Можаева. В салоне своими делами занимались 33 пассажира.

Обстановку можно было описать популярным газетным штампом: «Ничто не предвещало беды».

ЧП произошло на границе Амурской области и Забайкальского края, в 90 километрах от Могочи, когда самолет шел на высоте 5400 метров. По правому боковому стеклу в кабине пилотов сначала пошла трещина, потом кусок 12-миллиметрового закаленного плексигласа просто выдуло наружу.

- Произошла разгерметизация самолета. Давление резко сравнялось с забортным, произошел резкий и сильный хлопок, - рассказывает командир воздушного судна Владимир Верхозин.

Хлопок вылетевшего стекла был слышен по всему самолету. Бортпроводнице посыпались вопросы о том, что произошло. Она успокоила пассажиров, сказав, что полет происходит в штатном режиме и ничего страшного на борту не произошло.

Экипаж в это время выводил самолет на безопасную высоту, где разгерметизация всего салона была уже не страшна. Буквально за 2 минуты борт 47804 «провалился» на два километра вниз, заняв сначала эшелон 3600 метров, а потом уйдя на 3000 метров.

- В кабине заметно посвежело. Особого холода мы не почувствовали, поскольку обогреватель продолжал работать, но воздух свежий пошел. Нас спасло то, что в этот день погода была на редкость теплой. Температура за бортом была всего минус 12 градусов. Через разбитое окно вниз улетели наушники, шторка и папка с полетной документацией.

О нештатной ситуации на борту был поставлен в известность аэропорт Читы. Как и положено, туда прибыли пожарные, спасатели и несколько карет скорой помощи. Через 10 минут с запущенными двигателями в аэропорту стоял поисково-спасательный самолет Ан-26, готовый в случае обострения ситуации немедленно подняться в воздух.

Штатная посадка с внештатными обстоятельствами

К счастью, все это не потребовалось. Аварийный борт приземлился в Чите в 16 часов местного времени в штатном режиме с опозданием от графика всего на 15 минут.

Пассажиры, большинство из которых летели дальше, в Иркутск, узнав уже на земле о причине ЧП, отнеслись к произошедшему с пониманием. Ни одного отказа от билетов в читинское представительство «ИрАэро» не поступило.

Домой пассажиры борта 47804 вылетели уже через три часа. За ними пришел другой Ан-24 иркутского авиаперевозчика, закончивший рейс Новосибирск-Улан-Удэ.

Для расследования причин инцидента была создана специальная комиссия под эгидой Восточно-Сибирского управления Государственного авиационного надзора. Осколки стекла были направлены на экспертизу для установления причин произошедшего. Удивительно, что это произошло на самолете, который меньше года прошел глубокий капитальный ремонт.

- Я хоть и летаю уже 24 года, но назвать даже приблизительную причину, по которой у самолета вылетело стекло, рассчитанное на колоссальные нагрузки, затрудняюсь. Да и вообще, пусть этим специалисты занимаются, - философски отмечает Владимир Верхозин.

22 октября в Читу из Иркутска прилетели авиационные техники и привезли с собой новое стекло. Еще через день экипаж поднял самолет в воздух и вылетел к себе на родину. Практически сразу борт 47804 вернулся на рейс Иркутск-Хабаровск. Воздушная драма 21 октября стала историей. И только коллеги дружески подтрунивают на экипажем «бесстекольного» Ан-24-го: «Научите проветривать кабину».

Алексей Будько



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ