Философия чайника

Бусы, дома, ридикюли, а также удав, черепаха и котелок – весь этот, казалось бы, случайный набор предметов объединяет то, что все они чайники. А еще оказывается, этот вполне утилитарный предмет может иметь психологические особенности – быть экстравертом и интровертом, хулиганом и даже миражом. Какими еще бывают чайники, можно узнать на второй областной керамической выставке, которая открылась вчера в иркутской галерее «Дом художника». На ней представлено более 100 воплощенных в фарфоре, фаянсе, гончарной и шамотной глине образов этой кухонной утвари. Их придумали 52 художника из Красноярска, Нижнего Новгорода, Братска, Ангарска и Иркутска.

– Тема керамического чайника заинтересовала нас, потому что он есть практически в каждом доме и ассоциируется у нас с теплом, уютом, семейными чаепитиями, – рассказала куратор выставки художник Елена Таволжанская. – Хотя чай в пакетиках эту культуру понемногу вытесняет, но я уверена – настоящие любители этого напитка никогда не променяют заварной на чай быстрого приготовления.

Напомним, что первая керамическая выставка в прошлом году была ретроспективной. Ее задачей было познакомить иркутян с керамистами области. В этом году областная выставка вышла за пределы региона благодаря участию мастеров из других городов.

– Раньше в истории иркутского Союза художников керамических выставок не было, – рассказала Елена Таволжанская. – Но я много езжу по России и вижу, что отношение к керамике везде очень уважительное, а особенно хорошо ее понимают обычные люди. Лепка из глины – это первый технологический процесс, который освоил человек. Ведь всю историю человеческой культуры изучают по черепкам, потому что глиняному осколку и за пять тысяч лет в земле ничего не сделается. И я считаю, что культуру уважения к керамическим изделиям нужно прививать не только нашим гражданам, но и художникам. Ведь этот вид искусства у нас незаслуженно забыт.

– Задачей авторов, которые создавали работы для этой выставки, было создать художественный образ чайника, а не сохранить его функциональность, – пояснила Елена Таволжанская. – Поэтому у нас появился удав, проглотивший чайник, зебра-тигр в виде чайника и другие вариации на эту тему. Радостно, что в проекте принимают участие молодые авторы, а для многих это вообще первая выставка. И образные находки молодежи не уступают фантазии состоявшихся художников. Например, вот эта потрясающая по пластике, по уюту, по фактуре и грамотному подбору цвета работа Лидии Лось «Три товарища», где чайники выполнены в виде свитеров.

Рядом с работами молодых разместились произведения известных авторов. Это композиция «Подворье» Ольги Копенкиной, на которой изображены женщина с коромыслом, лошадь, кот и другие персонажи деревенского быта. Рядом ее же работа «Мираж», где из чайника, словно вылепленного из песка, льется керамическая вода. На другом подиуме «Сервиз для «Ли Ен Ву» в восточном стиле известного керамиста Людмилы Назаровой. Неподалеку работа «Рассыпанные бусы» Елены и Игоря Таволжанских, в которой круглые чайники словно нанизаны на невидимую нить. Кстати, в этом произведении авторы применили новую технологию – бока бусин покрывают письмена, похожие на чернильные росчерки. Напротив – большая композиция «Старый город», выполненная студентами Восточно-Сибирской государственной академии образования под руководством Светланы Уваровой. Мастер из Нижнего Новгорода Марина Акилова представила в экспозиции яркие чайники «Праздничный», «Веселый», «Цветной», расписанные цветочными и звериными орнаментами, в технике перегородчатой эмали. Работы Алексея Гусева очень трудоемкие, ведь далеко не каждый мастер может создать эффект деформированного сосуда на гончарном круге.

Но самыми неожиданными на выставке стали произведения художницы Татьяна Ярошенко. Она изобразила чайник то в виде котелка с забытым в нем носком, то в форме яблока и груши, в которых мультяшные червяки прогрызли дыры, превратившись в носики и ручки. Но самой философской работой на выставке можно назвать чайники «Экстраверт» и «Интроверт».

– На самом деле это образы людей, перенесенные на чайники, – рассказала Татьяна Ярошенко. – Интроверт снаружи простой, а внутри – цветной, и самое главное – носик и ручка у него внутри, ведь чаще всего у скромного человека богатый внутренний мир. А экстраверт всех любит, поэтому чайник как бы распирает во все стороны, и у него девять носиков сразу.

Постигать философию чайника иркутяне смогут до 7 декабря. Темой следующей выставки, которая состоится в ноябре 2011 года, по словам Елены Таволжанкой, станет кот.

Автор: Елена Орлова

Фотограф: Лариса Федорова



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ