Ангарский мотокросс

Своим возрождением одна из самых сильных мотосекций области во многом обязана Александру Савину

Первый в мире мотоцикл был построен в Германии в 1885 году Готтлибом Даймлером. В последующие 8 лет мотоциклы появились практически во всех странах Европы. Страсть человека к соперничеству сразу же дала о себе знать. В 1894 году по инициативе журнала «Ле пти журналь» были проведены первые гонки «механических экипажей». Тогда еще не было разделения на авто- и мотосоревнования, и поэтому в заезде принимали участие как четырехколесные «болиды», так и трициклы, мотоциклы — лишь бы колеса крутил мотор. Эти соревнования стали началом современного авто- и мотоспорта. Постепенно мотоцикл стал самостоятельным транспортным средством, а в 1899 году в Вене состоялись первые официальные мотогонки. Эти события также послужили толчком к созданию Международной федерации мотоклубов, основанной 8 июля 1904 года в чешском городе Пакове энтузиастами мотоспорта из нескольких стран. Считается, что первыми соревнованиями по мотокроссу были гонки между 13-ю мотоциклистами и 16-ю всадниками, состоявшиеся в 1908 году на военном полигоне вблизи Лондона. Целью мотоциклистов было доказать, что новая техника может передвигаться по бездорожью не хуже, а то и лучше лошадей. В той гонке уверенную победу одержали копытные, финишировав практически в полном составе. Из мотоциклистов добрались только двое. Однако это уже не смогло стать преградой на пути развития мотоспорта.

История ангарского мотокросса, конечно же, несколько короче, хотя не менее интересна. Секция появилась на базе Ангарского электролизного химического комбината. При комбинате было решено создать спортивно-технический клуб — СТК, а деньги для клуба решили зарабатывать подготовкой водителей. Для этого построили гаражи, которые сохранились и до сих пор, выделили два списанных с баланса предприятия автомобиля — «Москвич» и УАЗ. Параллельно развивали подводное ориентирование, авиамодельный спорт, мотоспорт и секцию пулевой стрельбы — было в советское время такое требование, чтобы каждый спортивно-технический клуб культивировал не менее четырех видов спорта.

Мотоциклы, на которых ездили тогда, с современной точки зрения были мало похожи на спортивные. У них, например, были такие глушители, что если спортсмен падал, то непременно сжигал ногу. И весил мотоцикл не 80—100, как современные агрегаты, а 130—140 килограммов. Тем не менее Иж-К-12 (так назывались эти произведения отечественного мотопрома) гонщикам тех лет казались просто шедеврами.

Сами соревнования были абсолютно не похожи на то, что можно увидеть сегодня. Не было прыжков с трамплинов, и самое сложное, что делали спортсмены, это прыжки с кочки на кочку.

Наперегонки с мотоциклом

— Я впервые увидел спортивный мотоцикл на улице в 1972 году, — вспоминает Александр Савин, директор СТК и руководитель мотосекции. — Увидел и побежал за ним. Сколько этот мотоцикл ехал, столько я за ним и бежал. Добежал до гаражей, возле которых водитель заглушил мотор, увидел, что в гаражах стоят такие же мотоциклы, да так рядом с ними и остался. На всю жизнь.

— В школу меня взяли механиком, — вспоминает Александр Андреевич. — На этом поприще я проработал шесть лет, на мотоциклах же мне давали только прокатиться.

Соревнования проводились в основном командные. А мотоциклы тогда были такого качества, что самым важным зачастую для гонщика было не приехать к финишу первым, а просто доехать до финиша. И начальник говорил Савину: «Понимаешь, Александр, мы выигрываем только потому, что у нас мотоциклы хорошие. Ты нам механиком нужен!» Тем не менее однажды механику все же дали мотоцикл, со словами: «Ну прокатись, может, что и получится». И так получилось, что Александр в первом же состязании вышел в призеры, на втором уже стал лидером. Оказалось, что у него талант не только ремонтировать мотоциклы, но и ездить на них. Время шло, менялись начальники, секция развивалась. В 80-е годы в области уже было много секций мотокросса — в одном только Ангарске работали четыре клуба. За расцветом последовал резкий спад. В 90-е годы в области прекратили существование 26 спортивных клубов, кроме одного.

— Остался только наш клуб, — продолжает Александр Андреевич. — Но и нам было трудно. Ведь мы зарабатывали деньги тем, что готовили водителей, а тут вдруг и они стали не нужны. Ведь цены на машины тогда просто взлетели и никто не шел учиться.

Пришлось ангарским спортсменам заняться перевозками, в том числе продуктов. Многие тогда вообще ушли из спорта. Прекратили свое существование и остальные спортивные секции при СТК. Доходило до абсурда. Так, у секции пулевой стрельбы забрали пистолеты правоохранительные органы. Мотив? Чтобы не отобрали преступники. Секция подводного ориентирования закрылась потому, что бассейн запросил непосильную плату за аренду.

Своими руками

Первыми в постперестроечные годы развивать мотоспорт решили в поселке Игирма. У лесозаготовительных предприятий появились средства и выход на иностранные фирмы. В 1992 году они первыми в области купили японские спортивные мотоциклы. Вскоре Усть-Илимский ЛПК приобрел 10 австрийских мотоциклов и организовал свой профессиональный спортивный клуб. За ними алюминщики Шелехова организовали мотосекцию. Там же оборудовали и первую в области кроссовую трассу.

— Мы потихоньку зарабатывали на своих перевозках и в середине 90-х купили японские мотоциклы... в Игирме, — вспоминает директор Ангарского СТК. — Первые агрегаты были с двигателем объемом 125 кубов, дальше — вдвое мощнее. Так потихоньку начали оживать.

Когда ангарчане впервые приехали на шелеховскую трассу, то испытали культурный шок. Никогда еще они не видели таких трасс, где мотоциклист мог в прыжке пролететь 20—25 метров. Понемногу учились прыгать через трамплины, так и «допрыгались» до призовых мест.

В это же время Александр Савин задумался и о своей трассе. Получил в администрации города согласие на обустройство дороги в пойме реки Китой. Сам возил на КамАЗе землю, разравнивал, при помощи бульдозера делал трамплины. Сейчас это единственная мотокроссовая трасса в области, которая соответствует современным спортивным стандартам. Примерно в 1998 году снова появился спрос на машины, и при Ангарском спортклубе вновь начали готовить водителей. Однажды на Александра Савина вышло руководство ГУВД с предложением устроить во время праздника показательные выступления.

— Пришли к нам и говорят: можете показать что-нибудь? — продолжает рассказ Александр Савин. — Я им говорю: «Давайте вы поставите милицейскую машину, и я через нее перепрыгну». Они не поверили, что это возможно. На празднике я предложил поставить даже два уазика. А когда разогнался, то немного переборщил с газом и взлетел так высоко, что долетел до фонаря, который сверху освещал все поле. Публика была в восторге! А я приземлился и проехал перед болельщиками на заднем колесе.

За границу — как частное лицо

Успех был оглушительный, ведь прежде в Ангарске никто такого не видел. После этого пришел менеджер из одной крупной фирмы и предложил свою помощь в проведении мотокроссовой гонки. Александр пригласил спортсменов из других городов, среди которых были, в частности, чемпионы России и чемпионы мира. С особым удовольствием ангарчане вспоминают 2003 год. Тогда призовой фонд состязаний составил полмиллиона рублей — и в Ангарск приехали лучшие гонщики страны, а также спортсмены из Испании, Нидерландов, Монголии.

Ангарские мотокроссмены в свою очередь получили возможность выступать в других городах и даже странах. Например, за рубежом выступает Евгений Голушко, он уже становился чемпионом Монголии и Южной Кореи.

— Когда мы приехали на соревнования в Южную Корею, — улыбается Александр Савин, — нас стали спрашивать: а где представители вашей страны? И не могли никак понять, почему нет никого. А ведь я приезжал туда как частное лицо. Мне просто нравится мотокросс. И я занимаюсь всем этим, чтобы в Ангарске не заглох мотоспорт.



Наталья Федотова. Фото автора и из архива СТК



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ