Тот, кто видит невидимое!

Предупрежу сразу, в прошлом году молодой иркутский фотограф Евгений Черницкий стал победителем международного фотоконкурса «Движение», организованного иркутским Союзом фотографов. Одна из его работ «Воробей», представленная на конкурс, была отдельно отмечена нашим журналом: получила спецприз и стала обложкой предыдущего номера «Иркутских кулуаров».

Евгений с ходу расставляет все точки над i:

- Приходит известный фотограф в гости к женщине, которая почитает его творчество. Женщина встречает на пороге со словами: «У вас получаются такие замечательные фотографии! Наверное, потому что у вас очень дорогая аппаратура». Затем хозяйка приглашает гостя поужинать. Уходя, фотограф говорит: «Спасибо за ужин. Вы так вкусно готовите, наверное, потому что у вас очень дорогие кастрюли».

- То есть ты хочешь сказать, что …

- Да, да, вкусный борщ можно приготовить и в простенькой кастрюльке. Профессиональные фотоаппараты – удовольствие дорогое, но далеко не все зависит от аппарата. Вот, например, фотография листьев, поднятых ветром. Или горсть яблочек-дичков крупным планом. Это определенное настроение того момента, одно мгновение жизни, оно сиюминутно, его невозможно воссоздать. «Видимое, предназначенное для тех, кто не видит невидимого» - так называлась одна фотография на самой первой выставке, в которой я участвовал. Эта фраза стала для меня определенным девизом в жизни. Действительно, многие вещи – те же ягодки, листья – в повседневной суете большинство из нас просто не заметят. Так что и с недорогим фотоаппаратом можно сделать хорошие снимки.

Заболел фотографированием Женя еще в студенчестве. Своим первым наставником считает дядю, который вначале увлек парня, а потом чувствовал себя виноватым: вдруг он направил племянника по неверному пути?

Молодой человек давно мечтал о хорошей аппаратуре. На той самой первой выставке он познакомился с Романом Никитиным, который стал для него не только учителем, но и другом. Как-то Роман дал другу на время попользоваться своим зеркальным фотоаппаратом, так Женя просто влюбился в «зеркалку». Чтобы осуществить свою мечту и купить первую «мыльницу» в кредит, пришлось продать мобильный телефон, а затем отдать всю стипендию. Для студента-третьекурсника политехнического университета это был серьезный удар по бюджету.

Именно тогда на базе университета Евгению Черницкому и его другу Роману Никитину удалось создать студенческий фотоклуб. Ребятам в полное распоряжение предоставили небольшую каморку, где можно было делать студийную съемку, обмениваться опытом и просто попить чаю.

- У нас появилась возможность развиваться и учиться друг у друга. Даже сейчас в клуб приходят студенты и спрашивают что да как. Мы с удовольствием делимся опытом. Некоторые над нами смеются: мол, растите себе конкурентов, но мне кажется, что без взаимовыручки нельзя. У нас сложилось своеобразное творческое объединение: я, Роман и Данил Штанцов. Данилу 19 лет, он учится на 2-м курсе, но уже сейчас видно, насколько он талантлив и перспективен, у него своеобразное видение окружающего мира. В чем-то я ему даже по-хорошему завидую, и если получится, с удовольствием полью воду на его мельницу, чтобы он мог работать и развиваться.

Несколько лет назад выпускник энергетического факультета политеха Евгений Черницкий стоял перед выбором: идти дальше по полученной специальности или полностью уйти в фотографию. Выбрал первое. Теперь он работает инженером в иркутском филиале Сибирского энергетического научно-технического центра: занимается проектированием линий электропередачи Иркутска, Иркутской области, Камчатки, Дальнего Востока.

- А фотографии посвящаю все свободное время. Студенчество – безумная пора. Тогда не было денег, зато были возможности, сейчас есть деньги, но нет возможностей, - с грустью подытоживает инженер-фотограф. – Мне двадцать три, вроде вся жизнь впереди, но уже сейчас из-за работы многое не успеваю, да и обыденность притупляет творчество. Искренне завидую тем, кто меня перерос. Подстегивает посещение фотоклуба – приходит кто-нибудь новенький, показывает работы - хочется уже и самому что-то сделать.



От теории к практике



- Сейчас все так много щелкают на цифровики…

- Вот именно – «щелкают». Теперь нет ограничений в кадрах, в плёнке – делай сколько хочешь фоток.

Женя честно признался, что когда он только постигал азы фотографирования, слово «фотка» его даже забавляло. Сейчас оно вызывает скорее раздражение. Как-то не вяжутся, с его точки зрения, эти два понятия: «фотка» и «творчество».

- Раньше тот же «Зенит» заставлял человека думать: какую поставить выдержку и диафрагму, какой ракурс выбрать. Просматривая черно-белые снимки, разочаровываюсь в современной фотографии и с сожалением понимаю: цифровая фотография значительно уступает той, которая была раньше. Для того чтобы научиться ценить каждый кадр, специально фотографировал на пленочный «Зенит».

- И как «Зенит», помог?

- Да, теперь я прояснил для себя, что гораздо важнее не знать теорию, а понимать и чувствовать ее. Например, чтобы при портретной съемке лицо человека было пропорционально и естественно, надо немного отойти от объекта, а потом чуть приблизить изображение.

При съемке детей и животных нужно не полениться опуститься к самой земле, чтобы посмотреть на окружающий мир их глазами. Главное – выбрать правильный ракурс, то есть точку съемки. Чуть отошел в сторону, и…

- …у человека от стоящего сзади дерева «вырастают» рога или герой фото словно нанизан на столб, который находится у него за спиной.

- Вот-вот. Нужно обращать внимание на детали в кадре. Не удивительно, что в дальнейшем многие считают себя нефотогеничными и отказываются фотографироваться – их просто неправильно фотографировали. Фотограф может нарушать правила, но это должно быть оправдано. Например, чтобы получить комичное фото человека, нужно снимать его сверху вниз – получится большая голова и маленькие ножки. Или блик – это же настоящий паразит, но если его грамотно расположить на снимке, создать игру света, то можно достичь красивого эффекта.

- Неужели все так просто: неплохая аппаратура плюс соблюдение правил… А как же креатив?

- Теория отрабатывается на практике. Что касается креатива, то нужно уметь увидеть невидимое. У меня на кухне долго капал кран. Смотрел я на него и думал: «Надо с этим что-то делать». И придумал: взял обычный лист в клеточку и в шахматном порядке закрасил клетки черным цветом. Лист поместил за капающим краном, а затем сфотографировал падающую каплю. Капля – та же линза, которая фокусирует в себе изображение. В результате получилось то, что получилось. Кран я давно отремонтировал, а капля сохранилась на снимке и принесла мне победу в фотоконкурсе «Движение».

Знание законов физики помогло создать и еще одну работу: взорвавшуюся спираль лампочки. Внутри стеклянной колбы отсутствует кислород, при разгерметизации и взаимодействии с кислородом спираль сгорает за доли секунды. Я собрал цепь на понижение напряжения, подсоединил лампу с аккуратно разбитой колбой. Друг по команде включал лампу, а я фотографировал.

Большая часть сбережений Черницкого уходит на новую аппаратуру, но начинающий инженер-фотограф уверен, что мысли материальны: раз задумал купить машину, рано или поздно мечта осуществится. Тем более есть дополнительный стимул: на машине можно съездить на Байкал, чтобы привезти оттуда интересные снимки.

- Нет боязни, что фото сольются с нескончаемыми байкальскими пейзажами?

- В художественной школе всем студентам дают одно и то же задание: «Копировать классику». При копировании у каждого рождается нечто индивидуальное. Так и здесь: я обязательно все сделаю по-своему. Природа, вода, закат - надо только поймать момент, почувствовать настроение.



Ах, эта свадьба…



- Изначально фотографировал только для удовольствия. Однажды поснимал на свадьбе друга, кто-то увидел эти фотографии, и пошло. Первое время было неудобно говорить о деньгах, я снимал свадьбы по смешным ценам. Сейчас понимаю – да, деньги нужны. Жить на что-то надо.

Главное - любить свое дело, вкладывать в него душу и не опускаться до уровня «бомбилы». Некоторые раздают визитки у ЗАГСа, на которых написано что-то вроде этого: «Доверь свой выбор профессионалу». Только это не значит, что если я или мой друг молодой, то мы хуже того, кто с бородой. Мы многому учимся, стараемся совершенствоваться. Других это тоже подстегивает – своей цене нужно соответствовать.

- Так вы и есть те самые двигатели прогресса, благодаря которым рождается здоровая конкуренция?

- Это, может, и не конкуренция, желающих официально зарегистрировать свой брак в торжественной обстановке всегда много. Стимул делать свою работу лучше и интереснее поднимает всех на более высокий уровень. Не нужно везти всех молодоженов к памятнику Александру III, можно ведь выбрать невзрачный дворик и снимки сделать в этом дворике эксклюзивные.



Ближе к жизни



- Сейчас - работа по специальности, в свободное время – свадьбы. А что дальше-то? – приступаю я к блиц-опросу.

- Свадьба – это очень ответственное и интересное событие, перед каждой съемкой переживаешь, иногда от волнения руки дрожат, но в любом случае считаю, что фотографу ограничиваться только свадебной съемкой нельзя. А как же тогда репортажная, студийная, предметная фотография? Нужно идти вперед, движение – это жизнь.

Одно случайное фото, которое долго лежало у меня в архиве, принесло мне победу в фотоконкурсе. Очень хочется делиться опытом и учиться самому, показать, чего мы достигли, поэтому планируем к юбилею города сделать фотовыставку нашего клуба. Уже и название придумали: «Покажи мне Иркутск».

- Что для тебя фотография?

- Смысл и образ жизни.

- Можешь рискнуть и уйти полностью в фотосъемку?

- Пока не знаю. Все-таки работа по специальности – определенная стабильность, но и без фотографии я уже не смогу. Моя работа позволяла целых полгода думать, как каплю сфотографировать. Другие себе такой роскоши позволить не могут. Боюсь, если уйду в профессиональную фотографию, для творчества места совсем не останется.

- А если перед тобой будет стоять выбор: фотография или деньги?

- Фотография за деньги. (Смеется.)

- Ну да, и приятно, и выгодно.

- В любом случае знаю, что мое хобби меня всегда прокормит.

На этом бы мы и расстались, если бы напоследок я не задала самого главного вопроса:

- Кстати, почему воробей? Вроде невзрачная птица, но снял ты её так, что редколлегия нашего журнала решила даже сделать его символом «Кулуаров».

- Да? Приятно, я не против. Воробей, надеюсь, тоже. А если серьёзно, то есть же вещи, которые сложно объяснить, потому что мы это делаем для себя. Когда мне что-то не нравится, я ни за что не буду этого снимать, даже если меня попросят. Наверное, мои фотографии – это призма, через которую меня можно увидеть изнутри. С воробьем получилось случайно. Осенью мы с другом снимали свадьбу, потом развернулись и почти одновременно направили объективы в одну сторону – только он увидел пробку в луже, а я - воробья. Рядом были голуби, но они большие и наглые, а воробей… Воробей ближе к жизни, он всегда пробьется. Стоит он один, нахохлившись, ему холодно в промозглую дождливую погоду, но с голоду не умрет, отстоит свое.

Разглядывала невидимое Александра Кирияк



"Байкал24"

Полная версия в журнале



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ