Историческая трагедия эвенкийского народа

В черный день 4 октября 2012 года возбуждено уголовное дело против руководителей эвенкийской семейно-родовой общины «Дылача» по факту якобы хищения камня-нефрита в огромных количествах. Не берусь за рассуждения по фактической стороне. Однако замечу, что рейдерское уничтожение «Дылачи» - это уничтожение последнего очага эвенкийской духовности народа.

За двадцать лет в Бурятии, особенно в последние годы, жизнь эвенков категорически изменилась в худшую сторону. В некоторых районах компактного проживания малочисленных народов полностью исчез язык, настоящих эвенков по исконной жизни стало мало. По сути дела эвенки поставлены на грань утраты своих национальных особенностей. Возможно, в рамках мировых социально-демографических процессов объективно. А для нас это глубочайшая смертельная трагедия, говоря словами профессора МГУ Юрия Григорьевича Рычкова: «…историческая трагедия эвенкийского народа». Эвенков как будто целенаправленно всегда ставили и ставят в невыносимые условия жизни. В царское время непокоренный народ платил ясак в четыре раза больше, чем другие народы, а для этого у эвенков брали лучших людей и детей в заложники. Скорее потому, что, по мнению эвенкийского ученого, эвенки до последней возможности сопротивлялись колонизации. И после удар за ударом: насильственное принуждение кочевников к оседлости, коллективизация, раскулачивание, которому подвергся и мой дед Владимир Гурьевич Комарицын, погибший в 1942 году под Ленинградом. В тот период началось болезненное уничтожение обычного права и, самое главное, народ, проживавший у Байкала тысячелетия, был лишен породного места, превратившись в гостя на своей земле. Большой урон народу нанесли репрессии, потом начавшаяся война: погибли практически все мужчины, а кто вернулся – те вскоре умерли от ран. Из Бурятии на фронт ушли 200 человек. Почти все они погибли смертью храбрых, о чем говорят посмертные ордена и медали.

Среди вернувшихся с войны был Михаил Андреевич Туракин, основатель, попавшей сейчас в беду, семейно-родовой общины «Дылача»,с целью объединения эвенков во спасение. И эта работа продолжилась его детьми – Андреем Михайловичем и Татьяной Михайловной Туракиными. Руководство «Дылачи» создали в 2002 году «Региональный общественный фонд «Татьяна». Я какое-то время работал в фонде пресс-секретарём. За время работы я успел понять, что и создатель фонда – духовный лидер эвенков (сакдык) – Андрей Михайлович Туракин и председатель Фонда Татьяна Михайловна Туракина искренне обеспокоены ухудшающимся положением эвенков. А истоки современного душевного состояния трагизма народа лежат в безжалостных процессах принуждения к оседлости, в объединении мелких колхозных оленьих стад в крупные, когда сотни семей ороченов (оленных людей) остались без работы… Больно вспоминать, как орочены бродили по селу, не зная за что хвататься. Они ничего не умели! Лучшие – ушли семьями из жизни сразу, другие постепенно, спиваясь алкоголем. В конце пятидесятых, когда случился геологический бум, началась метисация, которая ни к чему хорошему не привела, кроме как к явлению «несчастных матерей-одиночек» и мужчин-бобылей.

Конечно, что-то делается, но делается для показухи. А основная масса эвенков остается уже за пределами отчаяния. Те условия развития экономики (основы бытия) эвенков, если бы закон в гарантии прав малочисленных народов действовал, аннулируются людьми, которые должны бы отстаивать интересы тех же эвенков. При этом у них нет злого умысла. Они просто неспособны защитить интересы своего народа. Некоторые вцепились в свои должности, продолжая свою невольно предательскую деятельность десятилетиями. Именно поэтому эвенки Красноярского и Забайкальского краев, Иркутской области, Бурятии связывают свои надежды с «Дылачой». Мне очень хотелось раньше посмотреть в глаза нашим главным функционерам, особенно, временщикам, и спросить: «Вам не стыдно!?» Да и им плевать на то, что только в Северобайкалье около тридцати эвенков погибли от безысходности. Им не стыдно, что Иван Танкиульев, талантливый и умный парень, отчаявшийся найти работу и страдавший оттого, что приходится жить на пенсию матери, повесился. Нынче из жизни ушел его брат Анатолий. Безработный Женя Козулин повесился. Люба Агдыреева повесилась. Сергей Агдыреев в двадцать лет повесился. Кузнецов Андрей повесился. Ичидонов Николай, единственный кто пережил рубеж в 35 лет, повесился. Погибли два брата Воуль (утонули), как мне объяснили, отец их в своё время, оставшись без оленей, утопился, и они собирались уйти к нему; третий брат погиб на чужбине в поисках работы; также странно, заранее объявив близким, утонули Саша Танкиульев и Саша Чечель… Продолжать этот список нет сил.

В чём же дело?! Почему постоянно идёт сильное давление на «Дылачу» и Фонд «Татьяна»? А теперь вот дошло крайности… Журналист Станислав Белобородов писал в статье «Роман с камнем», посвященной «Дылаче» («Московский комсомолец в Бурятии», от 16 ноября 2011 года), что «эксперты пришли к единодушному мнению: если прежде и были какие-либо сомнения по поводу возможного передела сфер влияния в нефритовой отрасли, то теперь от них не осталось и следа». По поступившей мне информации, крупные дельцы торопятся прибрать весь доходный бизнес в Бурятии в свои руки, пока находятся у власти.

Если «Дылача» будет уничтожена, то будет убита последняя надежда эвенков, которые, надеясь на общину, продолжают задаваться насущными и наиважнейшими проблемами сородичей, находящихся за пределами отчаяния: возможно ли вообще национальное возрождение, если мы находимся на собственной земле гостями? Ведь нарушено главное: язык, национальный образ жизни, демографическая стабильность. Мы не раз мучились угнетающими дух вопросами, пока твердо не убедились, несмотря на полное равнодушие власть имущих, что самосознание эвенков пробуждается сразу, как только у них появляется реальная перспектива зарабатывать себе на жизнь и, это очень важно, планировать ее по велениям своей души. А это уже движение к физическому и духовному здоровью. Именно при таких условиях начинается восстановление каких-то национальных аспектов культуры, как материальной, так и духовной… И эта надежда может быть убита.

СПРАВКА: Латкин Александр Гурьевич, 1952 г.р. Родился в с.Уоян Северобайкальского района Бурятии. Закончил Литературный институт им. А.М. Горького при СП СССР. Работал пастухом-оленеводом, охотником-промысловиком, шофером, трактористом, журналистом, учителем и т.д.

С 1989 года член Союза писателей России (Иркутская писательская организация). Лауреат премии конкурса им. М.Горького на лучшую первую книгу (1987), Лауреат премии журнала «Северные просторы» (1993). Подготовил к изданию 10 учебных пособий по краеведению и национальным культурам малочисленных народов Восточной Сибири.

Повести, рассказы, исторические хроники, статьи опубликованы в еженедельниках "Литературная Россия", "Илкэн", «Учительская газета», в журналах"Байкал", "Полярная звезда", "Розовая чайка", "Знамя", "Октябрь", "Северные просторы", "Мир Севера", «Эринтур», во многих газетах и сборниках, в издательствах "Советский писатель", "Современник", "Восточно-Сиб. кн.из-во", ОАО "Республиканская типография", из-во БГУ и т.д.

Автор: Александр Гурьевич Латкин, писатель, историк, с.Уоян, Бурятия.

"Байкал24"

опубликовано в



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ