Вновь назначенный начальник ГИБДД ответил на вопросы «Чита.Ру»

15 февраля в краевом управлении ГИБДД закончилась малопонятная для человека со стороны эпопея с определением главного. Мы за последний год успели отвыкнуть от понимания того, кто же возглавляет инспекцию – Ничика вроде бы сменил Коллекер. А Коллекера – опять же вроде бы – Эдуард Белобровый. Но наконец с начальником управления ГИБДД милиции общественной безопасности УВД по Забайкальскому краю – таково официальное название должности - всё стало ясно. Эдуард Белобровый, назначенный в октябре 2009 года исполняющим обязанности, к марту приставки «и.о.» лишился.

Эдуард Васильевич пришёл в борзинскую ГАИ в 1991 году. Начинал с инспектора, а в 2004 году возглавил районное отделение ГИБДД. В октябре 2009 года приехал в Читу. Ничего нового – спектр вопросов тот же, люди все знакомые, только обязанностей – больше. Приходит на работу рано, уходит – поздно. Но в минувший четверг для первого интервью в новой должности для ИА «Чита.Ру» время – нашёл.

- Откуда в Чите такое количество автомобилей без номеров и без транзитов? Их принципиально не задерживают, или имеющиеся санкции не позволяют изменить ситуацию?

- Конечно, машины без номеров останавливают. По нашей статистике только в 2009 году было зарегистрировано 6,2 тысячи нарушений за управление транспортным средством либо без регистрационных знаков, либо с просроченным знаком транзита. Если транзита не видно за тонировкой, но он есть на месте, и инспектор его видит при проверке, или если транзит просроченный, то это нарушение правил регистрации и штраф в 100 рублей. Другое дело, если автомобиль зарегистрирован, а регистрационных знаков нет. Тут и штраф до 5 тысяч рублей, и возможное лишение прав.

Могу сказать, что в регистрационный знак «транзит» в скором времени будет изменён – будет форма обычных номерных знаков, и крепиться они станут не на стекло, а на место обычных номеров. Так что проблема бумажных номеров под тонированным стеклом исчезнет. Делается это в том числе и для того, чтобы устройства видеонаблюдения могли спокойно номер считывать.

Кроме этого, существует инициатива о повышении суммы штрафа за нарушение правил регистрации со 100 рублей до 1,5 тысяч рублей.

Проблема здесь не только в штрафах, но и в том, что владельцы незарегистрированных машин уходят от уплаты налогов. Одно из решений этой проблемы – включение транспортного налога в стоимость бензина. Эта возможность сейчас обсуждается.

- Как вы относитесь к возможности передачи полномочий проведения техосмотра от ГИБДД в частные руки. Какова, в целом, ситуация с проведением техосмотров? Ни для кого не секрет, что часть водителей давно не проходят ТО, а делают бланки за невеликие деньги через знакомых.

- По поводу приобретения талона техосмотра за деньги – это работа контрольно-профилактического отдела (КПО) и отдела собственной безопасности (ОСБ). Если человек чувствует, что с него вымогают деньги, то необходимо обращаться в прокуратуру. Мы со своей стороны ведём профилактическую работу, но нас не всегда хватает.

Что касается передачи техосмотра в частные руки – да, такой указ президента есть. Но надо понимать, что в настоящее время техосмотр и так проводится с учётом диагностирования на специализированных пунктах, где все процедуры проводят гражданские лица. Они проверяют транспортное средство, выдают диагностическую карту, а потом инспектор сверяет номера агрегатов и выдаёт талон техосмотра. Предполагается, что гражданские лица, кроме того, что они уже и сейчас делают, подхватят процедуру сверки номеров и выдачи талонов. Ну, пусть подхватят - ничего фактически не изменится. Контроль за диагностическим пунктом, за соответствием проверочных приборов установленным требованиям… Может быть, качество улучшится - время покажет.

Думаю, что решение избавить МВД от несвойственных функций – верное. И в МВД, в целом, и в ГИБДД, в частности, - не одна функция, которую должны выполнять структуры, не входящие в систему органов внутренних дел.

- До какой даты действует талон техосмотра – до той, что поставил инспектор, или до конца месяца, на котором стоит дырка?

- До конца месяца. Если прокол или крестик на марте, то он действует до 31 марта включительно.

- Много говорится о так называемых «блатных» номерах. Вроде бы ситуация с ними годами находится на контроле у руководства ГИБДД, но номера «666», «777», «888» по-прежнему появляются исключительно на дорогих иномарках. Это нормально, или вы как-то намерены с этим бороться?

- В соответствии с постановлением правительства, регистрационные знаки выдаются в порядке возрастания. Приказ этот работает, никто никуда такие номера не откладывает. Что касается продажи – как только кто-то захочет купить номера и уличить на этом сотрудников инспекции, приходите ко мне. Мы подключим ОСБ и КПО, и привлечём человека к уголовной ответственности.

- Иногда люди теряют водительскую карточку. Существует мнение, что это грозит нешуточными проблемами при замене водительских прав. Так ли это?

- Если вы получали удостоверение в пределах субъекта федерации, где производится замена прав, то вообще никаких проблем быть не может. Водительская карточка не нужна, а если нужна, то восстанавливается прямо при обмене удостоверения. Что касается ситуации, когда права получены в одном регионе, а права меняются в другом, то проблемы, действительно могут возникнуть, но лишь в том случае, если водительское удостоверение вызывает сомнения. Если сомнений нет, то вам так же выдадут новую водительскую карточку, которая при ведении автоматизированного учёта в принципе не нужна. Большинству водителей она просто греет душу.

- В центре города сильно мешают и без того напряжённому движению машины, припаркованные под знаками, запрещающими остановку. В частности, это участки дороги около Главпочтамта и около управления ЗабЖД. При этом патрульные машины, отлавливающие водителей, которые едут по Бутина вниз прямо не по левой, а по правой полосе, сами встают под знак. Можно ли рассчитывать на то, что ситуация когда-нибудь изменится?

- Проблема парковки существует во всех российских городах. Везде он решается по-разному. В настоящее время действующие при строительстве зданий СНиПы не учитывают поток транспортных средств и посетителей. Кроме этого, надо учитывать и культуру наших водителей, которые, к примеру, на расширенной улице Чкалова правую полосу, предназначенную для движения, занимают под парковку, в итоге четыре полосы превращаются в две.

Конечно, если машина стоит под знаком, запрещающим остановку, то это работа экипажей ДПС.

Проблема известна, обсуждается и будет постепенно решаться. Понимание в этом вопросе есть и городской администрацией – я уже проводил беседу по этому поводу с заместителями мэра Читы.

Я бы тут хотел отметить, что проблема парковки в настоящее время хоть и животрепещущая, но большее внимание мы сейчас уделяем проблеме наездов на пешеходов. У нас сейчас почти треть ДТП – это происшествия с участием пешеходов. А это совершенно другая тяжесть последствий по сравнению с простым столкновением транспортных средств. Поэтому сейчас большинство экипажей нацелены на профилактику ДТП, связанных с наездами на пешеходов. Что, конечно, не снимает с ГИБДД обязанности отслеживать соблюдение знаков, запрещающих парковку.

- Используются ли в этой работе эвакуаторы?

- Нет, такой практики нет. У нас одна единственная муниципальная стоянка для хранения задержанных транспортных средств на улице Газимурской. Туда автомобили помещаются в случае ДТП, задержания водителя в состоянии алкогольного опьянения, отсутствия документов. За нарушения требований дорожных знаков "остановка"-"стоянка" мы машины на штрафплощадку не эвакуируем.

- Хватает одной стоянки?

- Пока да. Хотя, конечно, расстояние большое, и не помешала бы ещё одна стоянка в другом конце города. Но пока такой перспективы нет, вопрос этот не прорабатывается.

- Почему так много патрульных машин на улице Полины Осипенко в утренние часы?

- На этих улицах в своё время для повышения пропускной способности был объявлен эксперимент – там возникали пробки в часы пик, и экипажи следили за соблюдением, как раз, требований знаков, запрещающих остановку и стоянку. Мы видим, что пробки там в результате работы экипажей действительно отсутствуют. Если бы у нас водители соблюдали все правила дорожного движения, то и ездить было бы гораздо легче, и не пришлось бы по утрам концентрировать в каких-то точках экипажи. Пока культура вождения у нас оставляет желать лучшего.

- Почему при смене порядка движения на месте нового знака появляются патрульные машины, но они не регулируют движение, подсказывая, что дорожная ситуация изменилась, а тут же начинают выписывать всем подряд штрафы?

- Таких установок нет. Перед изменением порядка дорожного движения сообщения об этом публикуются в СМИ. Все экипажи ориентированы на то, чтобы в первое время больше предупреждать, чем штрафовать. А появление в таких местах экипажей вполне понятно – водители не всегда знают и замечают изменение разметки и знаков, и порой заскакивают, к примеру, на одностороннее движение навстречу машине, водитель которой уверен, что навстречу ему никто не выедет.

- А можно понять, что происходит на перекрёстке улиц Ленина и Журавлёва? Там сейчас при движении вниз по знакам видно, что ты едешь по улице с односторонним движением. Поворот с Ленина направо вверх запрещён знаками, но если ехать по Ленина в сторону центральной площади, то знака, запрещающего поворот вверх на Журавлёва, нет, и «кирпича» при въезде на Журавлёва нет.

- В настоящее время в городе сложилась очень непростая ситуация с техническими средствами регулирования дорожного движения – это дорожные знаки, светофоры и разметка. До декабря на этом направлении работала организация СМЭО ГИБДД. Теперь она ликвидирована, а новая ещё не появилась. В итоге пока нет организации, которая ответственна за установку и замену знаков и светофоров. Вопрос решается – такая организация зарегистрирована, но пока не состоялся конкурс. Безусловно, мы работаем и со знаками, и со светофорами – иначе в городе давно бы уже наступил транспортный коллапс, но организационные проблемы, связанные с приведением структуры ответственных за организацию дорожного движения субъектов в соответствие с действующими нормами законодательства, есть.

В случае с Журавлёва и Ленина, я предполагаю, несколько знаков просто похитили. Я возьму этот перекрёсток на заметку.

- Нужна ли в этом вопросе помощь простых водителей и пешеходов? Нужно ли куда-то звонить, если люди видят такие нестыковки в знаках?

- Да, конечно. Звонить надо или в дежурную часть ГИБДД – 26-65-54, 26-24-27, или по телефону доверия – 26-85-66. Телефон отдела дорожной инспекции и организации движения – 26-27-15.

- Имеют ли право инспекторы ГИБДД вести патрулирование на машинах без маркировки?

- Существует несколько видов патрулирования – автомобильное, мото-патрулирование и пешее патрулирование. В последнем случае инспектор может использовать личный автомобиль для обогрева или для составления административных протоколов. С обогревом всё понятно – температурный режим у нас вам знаком, а в части составления административных протоколов – водители редко приглашают инспекторов, которые выписывают им штраф, в свою машину.

- То есть водитель в любом случае обязан остановиться, если человек в форме инспектора ГИБДД останавливает его жезлом, а рядом нет патрульной машины?

- Конечно. Но только в светлое время суток. Ночью - только на освещённых участках дорог, если на инспекторе одежда со светоотражающими элементами и светоотражающим покрытием на жезле.

- То есть если ночью кто-то меня останавливает в темноте жезлом, то я могу не останавливаться?

- Да.

- В городе не всё в порядке с разметкой. Где-то её просто нет, где-то она явно не соответствует изменившимся условиям движения. Вероятно, нанесение разметки – не ваши полномочия, но выписывает ли ГИБДД какие-то предписания?

- Безусловно. Информация анализируется, обрабатывается и направляется по инстанциям. Мы свою работу в этой части исполняем – есть и предписания, и административные протоколы, и выписанные штрафы. Но пока не будет специализированной организации, ситуация с разметкой вряд ли изменится.

- Как ГИБДД борется и борется ли с «ночными гонщиками», которые не только мешают спать людям в том числе и в центре города, но и представляют реальную угрозу для жизни горожан и самих себя, летая на запредельных скоростях по центральным и не центральным улицам города?

- Ночью работают ночные экипажи. В прошлом году было принято решение о снятии двух автомобилей «Форд» для дежурства в ночное время и пресечения таких правонарушений. Понятно, что транспортные средства для гонок и наши машины – у нас «Жигули» 15-ой модели в основном – несопоставимы по скоростным характеристикам, и иногда бывает сложно их поймать, если они начинают разбегаться. Но проблема известна, мы работаем на этом направлении. Если люди испытывают дискомфорт от орущих под окнами машин - телефоны дежурной части я сказал выше.

- А почему на перекрёстке Бутина и Ленина пешеходные светофоры на двух направлениях горят по 24 секунды, а на третьем – 16 секунд? Пешеходам тут приходится разве что не перебегать дорогу.

- Пешеходные фазы рассчитываются на основании интенсивности движения – учитывается поток и транспортных средств, и пешеходов, составляется соответствующее техзадание, производится настройка светофорных объектов. Не с потолка берётся эта продолжительность.

- Какова обстановка со штатом ГИБДД?

- Штатная численность инспекторов дорожно-патрульной службы составляет 29% от установленных норм. Отсюда и недостаточное количество экипажей на улицах, а особенно на федеральных автодорогах, где ДТП с наиболее тяжкими последствиями – высокие скорости движения, транспортные потоки не разделены, и при лобовых столкновения тяжесть последствий очень высока. Трасса «Чита – Хабаровск» почти не прикрыта, там очень маленькая штатная численность инспекторов в муниципальных районах.

- Будет ли меняться ситуация?

- Будет. Известно о сокращении штатной численности милиции. Хотя у нас об увольнениях речь пока не идёт.

- Хватает ли транспортных средств?

- Будет сокращение – как раз и хватит (смеётся). Сейчас мы обеспечены автомобилями на 70%, из них 30% подлежит списанию. Приборами видеофиксации и проверки на алкогольное опьянение мы обеспечены на 30%.

- Говорят, что в Шелопугино сломался радар, и теперь там очень сложно ловить и штрафовать гонщиков?

- В настоящее время измеритель скорости уже месяц как находится в Шелопугино и работает. Дело в том, что ремонт такого оборудования в Чите не производится. Пришлось отправлять в Иркутск, после ремонта была проверка, только потом радар вернулся. Отсюда задержка. Сейчас всё в порядке.

- Устанавливаются ли в Чите камеры видеонаблюдения, фиксирующие нарушения ПДД?

- Пока у нас одна такая камера. Но она работает в режиме отладки, и с её помощью мы нарушения правил пока не фиксируем.

- А камеры, которые просто записывают картинку с дорог?

- В Чите установлено 16 видеокамер в системе «Безопасный город». С каждым годом количество таких приборов будет увеличиваться.

- Если люди видят, что инспектор ГИБДД нарушает правила дорожного движения, могут ли они предпринимать какие-то действия? Используется ли в таких случаях представленные гражданами фотографии или видео для проведения внутренних разбирательств?

- Схема та же – можно звонить на телефон доверия. Единственное, что анонимные звонки не принимаются – у вас попросят назвать свой телефон для связи и если не фамилию, то хотя бы имя. Если человек позвонил, описал ситуацию, представился, оставил телефон – проверка, безусловно, будет проводиться.

Безусловно, инспекторы должны соблюдать ПДД в первую очередь, но даже когда фиксируются нарушения, это не всегда вызвано намеренным желанием нарушить правила.

Управление ГИБДД разбирало инцидент с движением патрульной машины «против шерсти» по улице с односторонним движением. Ролик был выложен в интернете, было видно, что за машина, время. Проводилась проверка. Выяснилось, что женщина заявила об угоне автомобиля, на место прибыла группа розыска, которая в процессе работы двигалась с нарушением ПДД. В итоге выяснилось, что женщина оставила машину за углом и забыла, где именно.

- В городе не очень много примеров, но есть ситуации, когда какие-то организации захватывают парковки или даже проезжую часть, превращая их в стоянки для своих клиентов. Где-то это незамысловатые лебезные столбики, как около гостиницы «Монблан», но где-то - бетонные блоки с железными цепями, превращающие и без того узкую улицу в переулочек с односторонним движением – как около гостиницы «Даурия». Насколько это законно, и какие действия предпринимать возмущённым горожанам?

- Это незаконно. Мало того, таких дорожных знаков даже не существует. Водитель имеет полное право выйти, убрать табличку и поставить на это место свою машину, а в случае конфликта с охраной вызывать милицию. По поводу самовольного захвата парковок – телефоны обозначены выше, по ним можно и нужно звонить. C ситуацией около гостиницы «Даурия» я разберусь (записывает в блокнот). Как я понимаю, там люди паркуются, упираясь в блоки и цепи, в итоге на захваченном участке вообще никто не может припарковаться, а ширина проезжей части только сужается?

- Да.

- Разберёмся.

- А есть ли надежда на то, что участок улицы Лермонтова около штаба Сибирского военного округа когда-нибудь вернётся в собственность города и горожан?

- Сложно сказать.

- Почему на перекрёстке улиц Красной Звезды и Инструментальной нет нормально оборудованного пешеходного перехода – разметка нанесена, но ни освещения, ни знаков нет?

- Там идёт реконструкция улицы, и пешеходный переход на время строительства не предусмотрен, знака точно устанавливаться не будет. С наступлением тепла реконструкция продолжится, и разметку уберут. После завершения реконструкции сделают нормальный пешеходный переход по всем правилам.

- Как вы прокомментируете возможный запрет на использование ксенонового света? Что делать водителям, которые законно купили ксеноновые лампы и законно установили их на СТО?

Если ксеноновые фары сертифицированы и установлены специализированной организацией – то их использование разрешено. В остальных случаях – запрещено.

- Существует информация о том, что световые маячки габаритов машины, стоящие, например, на крыльях, установленные изготовителем и позволяющие лучше ощущать габариты машины, могут привести к лишению прав на срок до полугода. Это слух, или действительно такие основания есть?

- Что значит заводом-изготовителем? Впереди могут стоять световые приборы белого или жёлтого цвета, сзади - красного. Любой другой цвет в любой вариации – да, карается лишением прав.

- Можно ли надеяться на то, что в МРЭО когда-нибудь появятся терминалы оплаты или хотя бы отделение Сбербанка, чтобы не приходилось возвращаться для оплаты в город?

- Этот вопрос не только к нам, но и к банкам. Раньше в Сухой пади была касса, но потом она была признана нерентабельной и закрылась. Пока я предметно этот вопрос не решал.

- Многие считают, что на каком-то этапе уже в 2010 году зарегистрировать машину с правым рулём в России будет невозможно. Связано это в том числе и с VIN-маркировкой, которая у старых японских машин для внутреннего рынка не соответствует требованиям российского законодательства. Так ли это?

- Этот пункт регламента отменён. Пока все транспортные средства, которые завезены в Россию, будут регистрироваться, как и раньше.

- А вы сами на чём ездите?

- До недавнего времени ездил на «Волге». Теперь пересел на японский автомобиль.

- С правым рулём?

- С правым.

Семён Папушин





РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ