На Сахалине появится омбудсмен нивхов, айнов, нанайцев, уильтов и эвенков

На Сахалине введут должность уполномоченного по правам коренных малочисленных народов, депутаты Сахалинской областной Думы на заседании комитета по экономическому развитию рассмотрели соответствующий законопроект.

Документ, разработанный с целью обеспечить дополнительные гарантии прав и законных интересов коренных малочисленных народов Сахалина, устанавливает требования к кандидату на такую должность и порядок утверждения на нее.

Уполномоченным может стать гражданин России, достигший возраста 35 лет, не имеющий гражданство другого государства и постоянно проживающий в России. У кандидата должно быть высшее образование и познания в области обеспечения развития коренных малочисленных народов, их традиционного образа жизни и промыслов.

Обязательным являются безупречная репутация, опыт работы по реализации и защите прав и законных интересов коренных малочисленных народов. Уполномоченного назначает губернатор Сахалинской области по согласованию с областной Думой и с учетом мнения советов представителей коренных малочисленных народов.

В настоящее время на территории Сахалинской области проживает чуть более 4 тысяч представителей коренных малочисленных народов Сахалинской области (они составляют 1% населения): 56 родовых хозяйств и общин нивхов, айнов, нанайцев, уильтов (или ороков) и небольшое число эвенков в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.

Примерно 20 тысяч лет назад на Сахалине появились первые русские, до этого времени на острове жили коренные народы, которые занимались рыболовством, зимней пушной охотой, морским зверобойным промыслом, собирательством, собаководством и оленеводством.

Нивхи – самый многочисленный из коренных народов, они проживают в шести городских округах Сахалинской области: Охинском, Ногликском, Александровск-Сахалинском, Тымовском, Поронайском, Смирныховском. Нивхи занимаются рыболовством, основа их рациона - сырая или вареная рыба, мясо морских зверей и лесных животных, а также ягоды. Рыбу заготавливали путём вяления (юкола) без добавления соли, разделывая на шесть тонких пластов и вывешивали. 

Этот народ изготавливал красивые и уникальные вещи из бересты: ведра, коробы, корзины. Изделия украшались уникальным тисненным спиральным орнаментом. Промысловой одеждой для мужчин считалась юбка из меха нерпы. Обувь шили из шкур сивуча и нерпы, такая обувь была прочной и не промокала.

Ороки (уильта) – кочевники, которые занимались разведением оленей. Места компактного проживания уильта – с. Вал, пгт. Ноглики, г. Поронайск. Уильта родственны по языку и культуре близки к нанайцам, ульчам, орочам, удэгэйцам (тунгусо-маньчжурским народам Приамурья). В уильтинском хозяйстве могло быть от 10 до 80 ездовых оленей, которые жили на вольном выпасе, места кочевья меняли по мере выедания корма. Проживали представители племени в переносных жилищах (чумах), которые накрывались оленьими шкурами. Летом - в каркасных постройках, укрытых корой лиственницы.

Эвенки (тунгусы) – родственный маньчжурам сибирский малочисленный коренной народ, проживает преимущественно в Александровске-Сахалинском и Охинском округе Сахалина.

Айны (один из древнейших народов планеты) после окончания Второй мировой войны, как подданные Японии, они были репатриированы на Хоккайдо, на Сахалине и Курильских островах они не проживают с 1946 года. Последний айн Сахалина умер в 1968 году, а всего в России около 100 человек с айнскими корнями - в основном, на Камчатке. Лица айнских женщин украшала татуировка, напоминающая усы. Татуировка делалась специальным ножом матерью или бабушкой начиная с 7 лет, год от года дополнялась, и к свадьбе приобретала облик широкой улыбки. В Японии обычай запретили в 1920-х годах, и улыбку не татуировали, а подрисовывали. Последняя татуированная айнка умерла в Японии в конце 1980-х.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ