Останется ли в Иркутске классическое высшее образование?

Отрадно, что в Национальный рейтинг попали многие классические университеты Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Грустно, что один из старейших ВУЗов Сибири – Иркутский государственный университет находится во второй половине третьего десятка российских классических университетов. Поскольку составители рейтинга не делают секрета из своих методик, у нас есть возможность попробовать разобраться в ситуации. Надо сразу отметить, что рейтинговая оценка складывается из шести показателей или категорий:

Образовательная деятельность ВУЗа

Научно-Исследовательская деятельность ВУЗа

Социализаторская деятельность ВУЗа

Международная деятельность ВУЗа

Бренд вуза

Общественное мнение о деятельности вуза

В отдельных рейтингах по каждому из этих показателей ИГУ бросает по таблице ВУЗов как корабль в шторм – от восьмого места в рейтинге «Международная деятельность ВУЗа» до 50-51 места в рейтинге «Социализаторская деятельность ВУЗа». В последнем случае оценивается количество и качество образовательных программ по социально-гуманитарным дисциплинам и материально-техническое обеспечение социально-культурной деятельности, а также масштаб деятельности вуза с регионе и стране.

Сводная таблица мест, которые занимает Иркутский госуниверситет в Национальном рейтинге ВУЗов по отдельным критериям, выглядит следующим образом:

Образовательная деятельность ВУЗа 41 место

Научно-Исследовательская деятельность ВУЗа 22-24 место

Социализаторская деятельность ВУЗа 50-51 место

Международная деятельность ВУЗа 8 место

Бренд вуза 18-23 место

Общественное мнение о деятельности вуза 20-22 место

Для сравнения приведу позиции Новосибирского государственного университета:

Образовательная деятельность ВУЗа 4 место

Научно-Исследовательская деятельность ВУЗа 12 место

Социализаторская деятельность ВУЗа 5 место

Международная деятельность ВУЗа 10 место

Бренд вуза 15-17 место

Общественное мнение о деятельности вуза 4-6 место

Обращает на себя внимание крайне низкое 41-е место Иркутского государственного университета по критерию образовательной деятельности ВУЗа, которая собственно и является основной деятельностью учебного заведения. Составители рейтинга отмечают, что при оценке этого вида деятельности использовались десять индикаторов, основные из которых - оценка спектра реализуемых образовательных программ, доля преподавателей с научными степенями среди профессорско-преподавательского состава, количество обучающихся на одного преподавателя, качество абитуриентов, обеспеченность учебной литературой, отношения с работодателями и т.п.

К сожалению, в результатах исследования не приводятся отдельные индикаторы по каждому ВУЗу, но можно предположить, что постоянные реформы среднего и высшего образования вкупе с невнятной позицией руководства ИГУ привели к падению качества образовательного процесса. Не секрет, что в нынешних условиях и преподаватели, и студенты не хотят осложнять жизнь друг другу, а руководство, видимо, не хочет осложнять жизнь себе. Так, потихоньку и деградируем…

Научно-исследовательская деятельность – один из немногих видов деятельности Иркутского госуниверситета, по которой показатели ВУЗа в соответствующем рейтинге выше показателей в общем рейтинге. Это говорит о том, что в Иркутском госуниверситете ведется серьезная работа по развитию научного направления, но конкуренция в этой сфере обостряется. С учетом современных требований к организации и материально-техническому обеспечению исследований, представляется, что в дальнейшем Иркутский госуниверситет может испытать трудности в этом направлении.

Возвращаясь к социализаторской деятельности, стоит отметить, что в последнее время этот критерий отходит на второй план, так как, по мнению экспертов сейчас важнее повышать образовательный и научно-исследовательский уровень ВУЗа. Однако последнее место среди 51 университета России по этому показателю означает и то, что ИГУ не только растерял весь свой авторитет и значимость в подготовке выпускников по социально-гуманитарным специальностям, но и утратил реальное влияние на социально-экономические процессы в регионе. И вряд ли чтение лекций Губернатором Иркутской области Дмитрием Мезенцевым сможет радикально изменить эту ситуацию. Образно говоря, «вся слава в прошлом». Ну, или почти вся.

В основном благодаря этой славе, Университет получил неплохие оценки за бренд - имея богатую историю и выдающихся выпускников прошлых лет надо было бы постараться получить худшие оценки. Впрочем, могло быть и хуже. Входящие в этот показатель индикаторы представительства в сети интернет в несколько раз меньше, чем у того же Новосибирского госуниверситета, который имеет куда менее богатую историю и позиция которого, тем не менее, на одну выше Иркутского госуниверситета в рейтинге брендов.

Судя по выложенным показателям, международная деятельность ИГУ – единственное светлое пятно. По этому критерию Иркутский госуниверситет обошел даже НГУ, занимающий всего 10 место в соответствующем рейтинге. Наверно, стоит отметить, что это не только заслуга Сибирско-Американского факультета. Другие факультеты и отдельные кафедры сейчас успешно развивают образовательные программы на иностранных языках, имеют такие программы, прошедшие международную аккредитацию, учат иностранных студентов.

Наконец, по оценке общественного мнения деятельности ВУЗа, Иркутский государственный университет занимает 20-22 места. Данный показатель опирается только на результаты опросов в академическом сообществе, среди работодателей и среди выпускников. Как говорится, какие сообщества – такой и рейтинг. Ну а если серьезно, это несколько странный показатель, ибо общественное мнение – по большому счету, часть бренда. Впрочем, его можно интерпретировать и как «проекцию» бренда на текущий момент. Тогда вполне понятны расхождения между показателем в рейтинге бренда ВУЗа (18 место) и показателем в рейтинге общественного мнения (20 место). По мере приближения к современности, позиции теряются.

В целом, если сравнивать только «прямые» виды деятельности ИГУ (образовательную, исследовательскую, социализаторскую, международную), можно отметить интересную закономерность. Там, где есть возможности привлекать дополнительное финансирование и «генерировать» отдельные проекты, развивать самостоятельные программы, там все хорошо. Всевозможные гранты, стипендии и договоры позволяют успешно работать в международной сфере и поддерживать исследовательскую часть. Там, где такие возможности невелики, там все постепенно ухудшается. По крайней мере, в Иркутском государственном университете. Это как наша страна в миниатюре - со временем старая инфраструктура разрушается, специалисты вымирают, работать некому. И только на отдельных направлениях, где у людей есть возможность проявить инициативу, а вмешательство государства минимально - происходит либо возрождение старого на новом уровне, либо рождение и развитие нового. Бывают, конечно и исключения, когда государство проявляет себя эффективным управленцем. Например, в случае с ВСТО трубу для нефти проложили за пару лет. Но высшее образование - не труба в Китай, инвестиции здесь пока представляются сомнительным предприятием.

И все же, а как в других университетах умудряются поддерживать образовательную и социализаторскую деятельность на должном уровне в нынешних условиях? Тут, пожалуй, мы переходим к «роли личности в истории», а это тема совсем для другой статьи.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ