Николай Николаев: Региональные власти работают, часто, на отчётность, а не на людей

Как проходит расселение аварийного жилья в Иркутской области, как будет проходить форум ОНФ в Иркутске и для чего нужен общественный мониторинг исполнения указов Президента – об этом рассказал в интервью «Байкал24» руководитель Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов Президента «Народная экспертиза» Николай Николаев.

- Деятельность активистов Общероссийского народного фронта сейчас у всех на слуху, однако многие не до конца понимают, что это за движение. Расскажите, пожалуйста, какова цель ОНФ и Центра, который вы возглавляете.

- Общероссийский народный фронт - это движение, которое объединило тысячи неравнодушных граждан вокруг Президента с одной целью – чтобы указы главы государства, который является лидером ОНФ, были реализованы, притом вовремя и качественно.

Такая установка может казаться достаточно абстрактной, однако мы говорим об очень конкретных вещах, которые касаются каждого из нас. Я напомню, что так называемые «майские указы» Президента, подписанные в 2012 году – это те стратегические документы, которые определяют социально-экономическое развитие страны. 

В них поставлены очень четкие цели – расселение ветхого и аварийного жилья, увеличение заработных плат, повышение доступности медицинской помощи, повышение качества образования, создание доступной среды для людей с инвалидностью и так далее. Для реализации этих целей требуются титанические усилия и к огромному сожалению, далеко не все региональные власти готовы эти усилия прикладывать. 

Мы все понимаем, что срок исполнения майских указов подходит к концу, но важно не стоять на месте. Сегодня майские указы поставили не только количественные, но и качественные цели, в связи с чем их можно считать установкой на глубинные преобразования экономической жизни страны. 13 июля под председательством Президента РФ Владимира Путина состоялось первое заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, было принято решение сосредоточиться на проектах в сфере образования, здравоохранения и жилищной инфраструктуры сохраняя преемственность целей, закрепленных в майских указах. 

ОНФ традиционно будет продолжать контролировать эффективность работы теперь и по приоритетным проектам. Цель ОНФ - делать все возможное, чтобы проблемы наших граждан были решены в максимально короткие сроки.

Именно для того, чтобы в нашей огромной стране получить обратную связь о происходящих изменениях и сформировать объективную картину, мы привлекаем к мониторингу активных людей. Функция Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов Президента РФ «Народная экспертиза» – проверка и объединение всей информации, поступающей от активистов ОНФ, с одной целью - понять, что действительно происходит в регионах, чувствуют ли люди изменения.

На основании этого мониторинга формируются доклады, которые направляются непосредственно в администрацию Президента. Так мы получаем возможность не только отслеживать ситуацию, но и влиять на нее. В соответствии с поручением Президента Общероссийский народный фронт принимает участие в процедуре принятия решения о снятии с контроля тех или иных поручений и указов главы государства. 

Если мы понимаем, что поручение действительно выполнено, и люди почувствовали позитивные изменения, мы даем свое согласие на то, чтобы его исполнение было снято с контроля, в противном случае – отправляем правительству на доработку.

- Получается, что ОНФ в какой-то мере берет на себя часть функций, которые должна выполнять действующая власть. Почему местные или региональные власти не могут следить за надлежащим исполнением президентских указов?

- К сожалению, мы очень часто встречаемся с тем, что региональные власти выдают желаемое за действительное. Выполнение поручений Президента происходит некачественно. Поэтому мне кажется мудрым решение нашего лидера дать Общероссийскому народному фронту возможность отслеживать происходящее в регионах. Кто, как не простые люди, могут честно оценить происходящие изменения?

Возьмем, к примеру, ситуацию с расселением ветхого и аварийного жилья в отчете регионального или федерального министерства. Вы увидите сухие цифры – сколько граждан уже переселено и с какой аварийной площади. 

Когда мы впервые провели мониторинг в этой сфере, чуть более двух лет назад, в селе Казачинское мы обнаружили вопиющий случай «нового аварийного жилья»: Многодетная семья, в которой мама одна воспитывает детей, 23 года жила в ожидании нового жилья, но после переезда им пришлось зимой спать в верхней одежде и круглыми сутками топить печь, чтобы не разморозить систему отопления. 

Новый дом оказался не утеплен, замерзала входная дверь. Электроэнергию порой отключали на несколько дней, из-за чего не работали водоснабжение и канализация. При этом по бумагам все было хорошо и красиво. А на деле людей пересилили в жуткие условия.

Это и есть пример «качества» реализации поручений Президента. К сожалению, мы видим, что региональные власти часто работают на отчетность, а не на людей. Наша задача – это пресекать всеми законными способами.

- Как ОНФ добивается этого? Есть ли у движения реальные рычаги воздействия на местные или региональные власти?

- В первую очередь, это публичность. Мы не боимся говорить, что происходит на самом деле. Для примера снова приведу расселение ветхого жилья. Срок реализации этой программы завершится уже в сентябре следующего года. И если в 2014 году Иркутская область еще укладывалась в план по расселению, то в прошлом году уже недовыполнила, по итогам 2014-2015 годов в области остались не расселены более 400 граждан, а сегодня она и вовсе отстает от программы. 

Всего региону предстоит расселить более половины аварийного жилья от запланированного на весь период действия программы – с 2012 по 2017 год. И сейчас остро стоит вопрос – как регион планирует это сделать. В прессе много сообщений о том, что программу «тянет вниз» город Братск.

Однако, если посмотреть официальную статистику на сайте Фонда содействия реформированию ЖКХ, мы увидим, что отставание по графику есть не только в Братском районе, но еще как минимум в 17 муниципалитетах области. Из 32 муниципальных образований области, участвующих в программе по переселению, в 22 переселение идет с отставанием от графика, из них в 21 отставание свыше 3-х месяцев. 

Это открытая информация, ознакомиться с ней может любой желающий. Я считаю, что доступность и открытость информации - это одна из фундаментальных основ общественного и гражданского контроля.
Еще один механизм воздействия, который есть у ОНФ – это регулярные доклады Президенту, которые мы делаем по результатам мониторингов. Мы просим главу государства принимать определенные решения, чтобы регион, который не справляется со своей задачей, все-таки выполнил указ Президента.

- Но как регион может выполнить тот или иной указ, если, например, в бюджете нет на это средств?

- Оправдания по поводу отсутствия денег мы слышим нередко. Но нужно понимать, что качественное исполнение указов Президента выгодно региону, потому что вслед за задачами, которые ставит глава государства, выделяются и средства. Другое дело, что региональные власти не всегда понимают ключевые показатели эффективности. Любое экономическое решение должно быть подчинено конкретной цели, а зачастую получается так, что чиновники тратят деньги бюджета ради процесса, забывая про результат. 

Например, пи расселении аварийного жилья финансирование со стороны Фонда содействия реформированию ЖКХ составляет порядка 60%. И чуть больше 40% платит регион. Это выгодно, это прямые инвестиции в субъект, и те регионы, которые справляются, давно это уже поняли. В «майских» указах нет ни одной задачи, которая была бы невыполнима. Это программа развития страны.

- Какие положительные примеры деятельности Общероссийского народного фронта и Центра мониторинга вы могли бы привести?

- Один из ярких примеров нашей работы – это повышение качества строительства жилья для переселенцев из аварийного фонда. Именно иркутское региональное отделение ОНФ первым вынесло проблему низкого качества строительства на федеральный уровень. Когда она была озвучена на всю страну, мы обнаружили много таких примеров по России, и это привело к крупным качественным изменениям, в том числе, на законодательном уровне. 

Таким образом, именно благодаря работе иркутских активистов нормы для строителей были ужесточены. Но еще рано говорить, что проблема полностью решена. Кроме того, нам удалось добиться того, что Фонд содействия развитию ЖКХ начал вести собственный реестр некачественно построенных домов. Теперь с контроля по исправлению строительных недостатков эти дома снимаются только после того, как местные жители или активисты признают, что ситуация исправлена и недостатки устранены.

Еще одним важным результатом нашей работы можно назвать реакцию властей и правоохранительных органов на проведенный в прошлом году мониторинг качества жилья для переселенцев из ветхого и аварийного фонда. Только прошлым летом по всей стране было возбуждено 16 уголовных дел. Или можно привести пример Забайкальского края, где катастрофическое непринятие мер по расселению привело к отставке главы региона.

Отдельно также стоит упомянуть наш проект «Карта жизни», Одно из исследований Центра, проведенное в рамках проекта «Карта жизни», направленного на снижение смертности на дорогах, показало, что федеральные трассы по количеству жертв напоминают поле битвы, а не транспортные маршруты. И без комплексного подхода эту проблему не решить. Кроме этого был проведен мониторинг, итогом которого стал рейтинг, куда вошли десять региональных столиц, лидирующих по уровню смертности на дорогах, к сожалению, в «смертельную десятку» попал и Иркутск. 

Одним из итогов работы активистов стали предложения по изменению законодательства, направленные на качественное исполнение «майского указа» президента по снижению смертности на дорогах. Понадобилось менее года, чтобы термин «аварийно-опасный участок дороги», которое определяло бы дорожные участки с высокой концентрацией ДТП был принят на официальном уровне. 

Совсем недавно мы праздновали нашу маленькую победу - 3 июля 2016 года был принят закон о внесении изменений в федеральный закон "О безопасности дорожного движения", в рамках которого закреплен термин «аварийно-опасного участка дороги».

- Как к работе активистов относятся местные жители и власти?

- Конечно, любой региональной власти по-человечески неприятно, когда им указывают на недостатки. Вопрос в том, как они реагируют на эти замечания. Первый вариант – это конструктивный диалог, когда власти видят в ОНФ и его активистах партнеров, которые указывают на недочеты в работе и стремятся их исправить. В данном случае чиновники понимают, что они работают для людей. 

Но случается и неконструктивная позиция местных властей, которая приводит к конфликтным ситуациям с активистами, которые поднимают вопросы о несоблюдении законодательства, о неэффективной трате денег, о нецелевом использовании земель, о нарушениях в самых разных областях. Для этого и необходима обратная связь с людьми и контроль за качеством исполнения указов Президента.

- Но для совместного решения проблем активистам Народного фронта необходим прямой диалог и с местными властями, и с лидером движения. Как это реализуется?

- В этом году по инициативе лидера ОНФ Владимира Путина проводится четыре межрегиональных форума, на которых традиционно будут подняты самые острые вопросы для регионов. Уже прошел форум в Ставрополе, который объединил регионы южного федерального округа и Кавказа, после этого прошел форум в Марий-Эл. Третьей площадкой для встречи активистов Общероссийского народного фронта станет Иркутск. Здесь форум пройдет 1 сентября и соберет гражданских активистов со всей Сибири и Дальнего Востока. 

У них будет возможность напрямую обратиться к Президенту с предложениями и озвучить проблемы, с которыми столкнулись активисты. Сейчас мы анализируем проблематику, которая есть в Иркутской области и в Сибирском регионе, чтобы определить наиболее актуальные вопросы, которые требуют обсуждения. Я уверен, что форум поможет выработать серьезные системные решения, которые в будущем улучшат ситуацию в экономике, и в социальной сфере Сибири и Дальнего Востока.

РТК

пн вт ср чт пт сб вс