"Даже боги хотят рождаться людьми"

В Агинском побывала монахиня, усмиряющая души.

Она шла по агинской улице, окруженная женщинами. Бритая голова, одеяние ламы привлекали внимание многих. Оказалось, что эта женщина, Бутит Шалхарова, родом из села Кункур Агинского района, с 2002 года, после благословения Далай-ламы XIV, продолжая древние традиции лам, странствует по разным городам России, помогая страждущим. Далай-лама XIV Тензин Гьятцо нарек ее буддийским именем Тензин Деке и подарил верхнюю накидку для лам «орхимжо». А Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев назвал немногочисленных женщин-лам в России первопроходцами. Будучи в Агинском, монахиня любезно согласилась дать интервью «Забмедиа.Ру».

Бутит хандама-абгай (хандама-абгай – так называют в народе женщину-ламу -авт.), как вы стали ламой?

- С юности я болела непонятно чем, мама водила меня к шаманам, но улучшения не происходило, она была в отчаянии. Между тем меня тянуло к чему-то необычному. Я начала изучать тибетскую грамоту, и в этом мне помог знакомый хуварак (ученик ламы - авт.). Он написал мне на тетради тибетский алфавит, я стала учить и запоминать буквы, слова и постепенно научилась читать на тибетском языке. После взялась за изучение буддийских книг и читала их целыми днями. Однажды лама из Иволгинского дацана предложил мне провести совместно обряд «Бумши» - нужно было в день проделать 1000 простираний (ритуал поклонения божествам, падая навзничь, - авт.), прочесть 1000 сутр и создать 1000 мандал – символическое подношение вселенным из зерна и драгоценностей. Я согласилась проделывать «Бумши» в день по 500 раз. Это было очень трудно и физически, и духовно. На коленях появились даже коросты, это были мои первые уроки на пути к желанию стать ламой.

В 2002 году в Индии Далай-лама давал важное для буддистов учение «Калачакра», мне непременно захотелось попасть туда, но не было средств на поездку. Один раз мне приснился сон, во сне Его Святейшество прикоснулся ко мне. Я почувствовала тепло в теле. На следующий день у меня нашелся спонсор, который помог мне попасть в Индию. В этой стране со мной произошло много интересных встреч и одна из них – с перерожденцем главы буддистов Монголии Богдо-ханом. Он подарил мне мое первое ламское одеяние.

С Учителем личная моя встреча произошла неожиданно. Далай-лама во время проведения молебна попросил предстать перед ним делегацию агинских бурят. От волнения я не поняла, как он, живой Бог, очутился возле меня, и я преподнесла ему свой хадак.

После мне сказали, что, когда он в 1991 году в первый и единственный раз побывал в Агинском округе, округ напомнил ему его родину Тибет своей природой и набожностью жителей.

Какой самый важный молебен, который вы проводите?

- Я читаю одну из самых главных буддийских книг, книгу «Чод», которая, по буддийским постулатам, усмиряет и успокаивает души умерших людей.

Вы можете прикоснуться к таинственному миру усопших, а что такое для вас, ламы, человеческая жизнь?

- Она драгоценна. Даже боги хотят рождаться людьми. И находящиеся в аду существа тоже хотят ими рождаться. Человек все может, в его власти любить, обнимать, продавать, покупать, он все может совершать своими поступками, делами. И нужно ценить земную жизнь, успеть и познать все. А боги же находятся только в одном состоянии – покоя и наслаждения.

Опишите ваш обычный режим дня?

- Попав на родину, в Агинское, я немного расслабилась, стала «ленивой». А обычно встаю в 4 часа утра, читаю буддийские сутры, книги, молюсь, простираясь, помогаю молебнами людям.

Что такое быть странствующей монахиней?

- У женщин-лам больше обетов. Допустим, нам нельзя краситься. Или, к примеру, меня приглашали в женский дацан в Улан-Удэ, но это частное заведение, и его владелица замужем. Я же соблюдаю обет безбрачия. Далай-лама считает, что те ламы, которые не соблюдают данный обет, являются просто богословами и не имеют права носить ламское одеяние. И еще в женском дацане мне пришлись не по душе ставки за чтение молитв. Мне кажется, что неправильно помогать страждущим за определенную цену.

Между ламами и шаманами существует определенная дистанция?

- Ламы, читающие «Чод», успокаивают души умерших, а шаманы, копаясь в родословных, тревожат мир мертвых, заставляют их родственников тратиться на проведение языческих обрядов. Да, шаманы помогают людям, но только это кратковременная помощь. Зачем ворошить старое, язычество, когда на дворе атомный век? Но сами шаманы зачастую обращаются к нам, ламам, для того, чтобы мы провели молебен «Чод».

Сэржуни Дашижапова



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ