Профориентация без профанации, возможно ли это?

Слушая в течение полутора часов представителей министерств труда и занятости, экономического развития, образования Иркутской области, уверенно и привычно оперирующих цифрами и временными промежутками, я пыталась понять, что лежит в основе этой на первый взгляд осмысленной деятельности. Поняла: представление о молодых людях как о винтиках региональной экономики, которая пребывает не в самом цветущем состоянии. Чиновники основной задачей профессиональной ориентации видят привлечение молодых людей в те отрасли, где катастрофически не хватает квалифицированных специалистов. Все грамотно: получен прогноз баланса трудовых ресурсов, сформирован кадровый прогноз по предприятиям и даже сделана попытка скоординировать работу "всех субъектов профориентационной работы", но воз и ныне там. По словам председателя совета ИРО ООО «Деловая Россия» Олега Яценко, 60% выпускников иркутских вузов не работают по специальности, что свидетельствует о низкой эффективности работы тех самых "субъектов". 

Представитель Некоммерческого партнерства товаропроизводителей и предпринимателей Андрей Ефимов предложил сделать так, чтобы получение образования не становилось самоцелью. Что ж, мысль вполне себе замечательная, только как ее воплотить в жизнь, представитель бизнеса пока не знает.

Одна из разработчиков концепции развития кадрового потенциала Иркутской области до 2020 года, которая должна быть разработана до 1 апреля, Наталья Кулижникова считает необходимым создать единый информационный портал по развитию профессионального образования, популяризировать востребованные рабочие специальности в Интернете, рассказывать о предприятиях, "на которых хорошо работать", организовывать экскурсии на предприятия и выступления перед школьниками успешных людей.

По мнению начальника отдела профессионального образования министерства образования Иркутской области Анастасии Гетманской, нужно разработать единую региональную законодательную базу, регулирующую вопросы профориентации, "чтобы было понятно, с кого и за что спрашивать". Кстати, на вопрос о показателях эффективности профориентационной работы госпожа Гетманская уверенно ответила, что им является "число учащихся, с которыми проведены беседы по вопросам выбора жизненного пути".

Впрочем, были на круглом столе и люди, для которых первичным в работе стали не потребности государства и не соображения экономической необходимости, а потребности подростка.

Руководитель Иркутского городского профессионального центра Любовь Сверч считает, что нельзя сводить профориентационную работу к выбору жизненного пути: "Процесс самоопределения у человека длится всю жизнь, почему мы должны навязывать детям профессию, которая нужна не им, а государству. Мы должны им в руки дать механизм, который позволит успешно развиваться всю жизнь и не зависеть от нестабильности кадрового рынка страны". Кстати, Любовь Сверч высказала сомнения в качестве статистики, положенной в основу анализа современного состояния кадрового рынка региона. "Через наш центр ежегодно проходит более пяти тысяч подростков, которые демонстрируют вполне осмысленное желание сделать свою жизнь лучше. Никто у нас данных никогда не запрашивал. Если желания молодых людей не совпадают с потребностями государства, то это, наверное, все-таки проблемы государства, которое не создает здесь условий для самореализации молодежи. Как можно убедить молодых людей остаться в Зиме, если они видят, что им там нечем заняться? Может, все-таки более рациональным будет формировать среду, которая станет для молодежи привлекательной?" - обратилась к собравшимся Любовь Сверч. Судя по скептическим выражениям лиц чиновников, среду они формировать не настроены.

Подводя итог первому обмену мнений, Олег Яценко предложил раз в месяц собираться для обсуждения конкретных разделов концепции, обобщить предложения предприятий, готовых приглашать к себе школьников на экскурсии и заключать договоры о профориентации. С тем и разошлись.


Лада Степанова


РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ