Ректор ЧитГУ Юрий Резник рассказал об объединении с ЗабГГПУ

Довольно много споров вызывает объединение двух крупнейших вузов Забайкалья — ЧитГУ и ЗабГГПУ. И хотя решение уже принято, его обсуждение в СМИ не прекращается. Свой взгляд на этот процесс представил “ЗР” ректор Читинского государственного университета, доктор технических наук, профессор Юрий РЕЗНИК.

— Юрий Николаевич, какова цель объединения двух забайкальских университетов?

— Во-первых, напомню, что модернизация российского высшего профобразования идет уже порядка 12 лет. В СССР, когда численность населения составляла 280 миллионов, было всего 600 государственных вузов. Сейчас россиян около 140 миллионов, вузов, в том числе филиалов, — около 3000. Упало качество образования.

Кроме того, изменилась структура управления производством. Раньше было рабочее, среднее и высшее звено — то есть своеобразная пирамида. Сейчас эта пирамида перевернута. В стране мало квалифицированных рабочих, но много людей с высшим образованием. Есть мнение, что идет сокращение бюджетных мест, но это совершенно не так. Например, в нашем вузе в 1991 году было 525 бюджетных мест, сейчас около 800.

Обстоятельства, которые вынуждают реформировать высшее образование Забайкальского края, можно разделить на внешние и внутренние.

Внешние — это те, которые не зависят от решения руководства вузов и от мнения жителей Забайкальского края. Это позиция руководителей страны: планируется оставить один вуз федерального финансирования на миллион жителей РФ. Могут быть частные, региональные вузы, финансируемые из местного бюджета. Президент также говорил о возможном присоединении педагогических вузов к классическим университетам в виде факультетов. Премьер- министром недавно было дано поручение министру сельского хозяйства и министру образования рассмотреть вопрос о возможности передачи аграрных и педагогических вузов на региональный уровень. Донорские регионы могут себе это позволить, а для дотационных это будет тяжкое бремя. Если это действительно произойдет, то образование по многим направлениям может быть разрушено.

Внутренние обстоятельства зависят от сотрудников вузов и от руководства региона. Объединение можно провести, не ожидая команды сверху, по “мягкому” варианту, учитывая условия сохранения всех направлений подготовки специалистов.

— Многие сегодня высказываются против объединения…

— Можно соглашаться или нет с некоторыми вопросами модернизации высшего профессионального образования в России, но процесс идет, и для его смягчения необходимо принимать решения на уровне региона.

В интервью Валерия Павловича Горлачева “Так мы подпишем краю приговор” (“ЗР”, № 54 от 31 марта 2011 г.) — много спорного. Как уже говорилось выше, многие процессы от нас не зависят, также не зависит от нас снижение госзаказа. Это происходит вне зависимости от объединения.

Что касается возможности получения образования, то сегодня любой человек в соответствии с законом может, заплатив деньги, получить высшее образование. А бюджетные места — это подготовка специалистов за счет государства в соответствии с госзаказом.

Необходимо сказать о том, что наш университет никогда не был инициатором объединения. В 2002 году по инициативе Валерия Павловича был начат процесс объединения двух вузов, и по его же инициативе педуниверситет отказался от этого процесса. И тогда было принято решение о создании классического университета на базе Читинского государственного технического университета.

Процесс объединения очень сложный, и как тогда, так и сейчас мы считаем, что должны быть соблюдены интересы обеих сторон. Никто не собирается претендовать на территорию друг друга. Там, где сложилась подготовка определенных специалистов, там они и будут продолжать учиться. Необходимо хотя бы на ближайшие пять лет сохранить социальные гарантии, структуру вуза, чтобы студенты, поступившие во время реформы, не пострадали, чтобы они учились на той же кафедре, на которую поступили.

— Юрий Николаевич, как вы считаете, что должно получиться в итоге?

— Цель создания классического Забайкальского государственного университета: сохранение всех направлений подготовки специалистов, имеющихся в ЧитГУ и ЗабГГПУ, улучшение качества подготовки специалистов и повышение конкурентоспособности крупнейшего забайкальского вуза.

— Какие сложности могут возникнуть при объединении?

— Сложность в том, что по времени совпадают два реорганизационных процесса для обоих вузов. Первое — это изменение типа учреждения с переходом на государственное задание на основе субсидий, который должен быть завершен к концу 2011 года. И второй процесс — объединение университетов. Совпадение этих процессов требует тщательного анализа и согласования.

— Как будет происходить объединение?

— Сначала кратко о вузах.

В ЧитГУ учатся около 6,4 тысячи студентов дневного обучения. Общее количество вместе с заочниками и учащимися лицея — около 17 тысяч. Преподавателей около тысячи человек. Специальностей — 63 и направлений подготовки — 34.

В ЗабГГПУ число студентов-очников около 3,85 тысячи, общее количество с заочниками около 7,6 тысячи. Специальностей — 39, направлений подготовки — 24. Преподавателей около 500 человек.

По некоторым специальностям есть совпадения. Не думаю, что могут возникнуть большие сложности при слиянии похожих специальностей.

Есть два пути реорганизации вузов и создания крупного университета.

Первый — слияние. Он предполагает ликвидацию юридических лиц, увольнение всех сотрудников, создание нового юридического лица, заново прием на работу сотрудников. Это переоформление всех документов, имущественных отношений, лицензий по образовательным программам. И еще не факт, что лицензии на некоторые направления можно возобновить. Это нужно подтверждать аккредитацией.

Прецедентов слияния в России еще не было. По времени этот процесс непредсказуем: может наступить момент, когда студенты и преподаватели будут отчислены и уволены из одного вуза, но еще не приняты в другой. Если процесс выпадает на лето, то непонятно, куда принимать абитуриентов. Кроме того, во время реорганизации по первому пути ректоры не могут принимать решения, поскольку ректор объединенного вуза будет назначаться уже после создания нового университета Минобром и через год будет избран конференцией трудового коллектива, состав которой формируется пропорционально численности структурных подразделений. Плюсов в этом варианте не вижу ни одного.

Второй путь — присоединение педуниверситета к государственному университету. Этот путь апробирован в России в ряде регионов, в том числе при создании федеральных университетов. Он предполагает сохранение Читинского госуниверситета и всех его учредительных, нормативных, правовых документов и образовательных лицензий. Кроме того, ЧитГУ будет являться правопреемником образовательных лицензий педагогического университета. Выбор путей создания Забайкальского государственного университета решается на конференциях трудовых коллективов ЧитГУ и ЗабГГПУ.

Еще один момент. Если идти путем слияния, то, кроме временных потерь, трудностей восстановления лицензий и документов, вузы могут понести финансовые потери до 60-80 миллионов рублей. По второму пути потери могут составить до 10 миллионов.

Для сохранения финансирования из федерального бюджета необходимо провести первый процесс — изменение типа учреждения — до 1 января 2012 года. Если каждый вуз постарается получить максимальное бюджетное финансирование, то и объединенный вуз в дальнейшем будет иметь больший совместный бюджет. Если объединение провести раньше, не исключено уменьшение финансирования из федерального бюджета. Учитывая вышеизложенное, оптимальным является следующий план: до конца 2011 года ЧитГУ и ЗабГГПУ необходимо урегулировать максимальный возможный уровень субсидий по направлениям финансирования для каждого вуза. И в течение 2012 года провести процесс реорганизации.

— Что будет с коллективами вузов? Они сохранятся?

— Масштабного сокращения быть не должно. Большинство преподавателей сохранят свою работу. При “мягком” варианте будут учитываться все нюансы, в том числе и необходимость сохранения уже сложившихся структур вузов. Полностью избежать сокращения не удастся. Возможны сокращения в административно-управленческом аппарате и учебно-вспомогательных подразделениях.

— Что на данном этапе сделано на пути к объединению?

— Рабочие группы подготовили материал по своим направлениям. В принципе нужные сведения в каждом вузе имелись. Далее произошел обмен материалами, анализ полученных материалов, согласно которому были внесены предложения в министерство образования ЗК. В соответствии с этими предложениями рабочие группы пришли к предварительному мнению о выборе пути создания нового вуза — это путь присоединения ЗабГГПУ к Читинскому государственному университету. Данное решение предстоит еще утвердить на конференциях трудовых коллективов.

— По вашим прогнозам, возрастет или уменьшится количество специальностей?

— Планируется, что количество специальностей и направлений подготовки не уменьшится. То есть выбор для абитуриента будет по-прежнему широк.

— Те студенты, которые поступают в этом году, будут еще иметь дипломы ЧитГУ и ЗабГГПУ?

— После завершения процесса объединения первый же выпуск получит дипломы нового вуза.

Иванова Олеся



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ