Виталий Шуба: Единственный способ решить проблему – захотеть ее решить

Виталий Шуба – единственный депутат Государственной думы РФ от Иркутской области, получивший мандат еще в 1993 году. В пятый раз он был избран в парламент в декабре 2007-го. При этом второй срок подряд является первым заместителем председателя одного из ключевых комитетов ГД – по бюджету и налогам. Хотя экономика и финансы – это не основная его специальность. По первому образованию <a href='http://persona38.ru/faces/federal/federal_sobr/201'>Виталий Шуба</a> – инженер-электрик, свою карьеру начинал рабочим-электролизником на Братском алюминиевом заводе. Но стремление получать новые знания снова привело его в вуз. Сегодня он доктор экономических наук, профессор Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. Секрет своего депутатского долголетия <a href='http://persona38.ru/faces/federal/federal_sobr/201'>Виталий Шуба</a> раскрыл газете «Областная» в один из своих приездов в Иркутск.


– Впервые я принял участие в предвыборной гонке в 1990 году. Это были первые демократические выборы в органы местной власти. Помню свой избирательный округ N 140, восемь кандидатов на один депутатский мандат в городской совет Братска. Борьба была настолько серьезная, что выборы проходили в два тура. Моим соперником в финале, а я тогда работал главным технологом на комбинате «Братскжелезобетон», был директор одного из заводов крупнейшего на тот момент треста «Братскгэсстрой».

Тогда в государстве действовал закон, который наделял довольно большими полномочиями городские советы. По сути, председатель горсовета становился руководителем города. Депутаты назначали главу администрации, а тот формировал исполнительную власть. Причем совет утверждал и заместителей главы, и руководителей структурных подразделений.

В 1992 году первый председатель горсовета Братска подал в отставку, и мне было предложено выставить свою кандидатуру на этот пост. Тогда меня, в частности, поддержал губернатор <a href='http://persona38.ru/faces/obshestv/196/198/654'>Юрий Ножиков.</a> Выборы тоже прошли в два тура.

– Ваш вход в политику был быстрым…

– Я бы даже сказал – стремительным (улыбается). Меня избрали председателем горсовета в феврале 1992 года. На этой должности я проработал почти два года, вплоть до выборов в Госдуму.

Братск – это город с мощной промышленностью. Там построены такие гиганты, как алюминиевый завод, лесопромышленный комплекс, завод отопительного оборудования. Конечно, это наложило отпечаток на экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку. Поэтому в период моего председательства в горсовете велась активная работа над программой экологического оздоровления Братска, с которой мы вышли уже на федеральный уровень. Ситуация была серьезная, даже напряженная.

Например, поселок первостроителей Чекановский оказался в центральной защитной зоне БрАЗа, и людей необходимо было переселить. Помню встречу с жителями: небольшой зал в клубе набит до отказа, ведется трансляция на улице. В общем, весь поселок собрался. И я честно людям сказал, что самостоятельно город проблему переселения не решит, вне зависимости от того, кто будет его руководителем. Нужно выходить на федеральный уровень.

– В итоге жители Чекановского на руках внесли вас в Госдуму.

– Такого, конечно, не было (улыбается), но когда объявили выборы в Государственную думу, пришли ветераны и чуть ли не ультимативно заявили: «Виталий Борисович, мы считаем, что вы должны туда уйти, чтобы решать проблемы, которые есть в Братске». Пожалуй, это была самая сильная мотивация моего «похода» в парламент.

Избирательный округ был очень большой: от Иркутского района до Катанги и от Братского района до Бодайбо. Тогда нашу область представляли четыре депутата. По Иркутскому округу выбрали <a href='http://persona38.ru/faces/history/predpr/410'>Юрия Тена,</a> по Ангарскому – Виктора Машинского, и Анатолия Турусина – по Тулунскому. Сергея Босхолова избрали депутатом от Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

– Помните свой первый рабочий день в Думе?

– Помню, что успевал только головой в разные стороны крутить. Поразил большой зал для пленарных заседаний. Формировались фракции, звучали разные мнения – многое было непонятно. Государственная дума первого созыва начинала работать в здании бывшего Совета экономической взаимопомощи на Арбате. При этом только часть помещений отдали парламенту, а остальные занимали коммерческие структуры. У депутатов тогда не было своих кабинетов, лишь залы для пленарных заседаний и заседаний комитетов. Отдельные кабинеты выделили только председателям комитетов.

Я пришел в Думу самовыдвиженцем, и, понимая, что парламент – это коллегиальный орган, где решения принимает большинство, с такими же самовыдвиженцами мы создали депутатскую группу, которая лоббировала интересы регионов. Называлась она «Регионы России».

– У вас не было ощущения, что вы пришли в Госдуму – и сейчас непременно сделаете что-то грандиозное?

– В принципе, к тому времени я прошел все ступеньки карьерной лестницы. Начинал с рабочего, стал директором завода «Братскжелезобетон», затем был одним из руководителей Братска. Так что особых иллюзий не питал. Но было огромное желание работать. И буквально за четыре месяца моего депутатства удалось убедить правительство страны в необходимости поддержать братскую программу. И 23 апреля 1994 года вышло постановление кабинета министров, утверждающее программу «Экология города Братска».

Я понимал, что теперь мы имеем постановление, программу, и самое главное – согласование Минфина. Но в то время денег в стране не было – были сплошные зачеты. Так что следующая задача заключалась в том, чтобы пошли реальные деньги. Это обстоятельство заставило задержаться и во второй Думе, и в третьей. Теперь вот уже и в пятой. В общей сложности за эти годы по программе было выделено более 5 миллиардов рублей.

– Виталий Борисович, у вас репутация очень сильного лоббиста. Что в этой работе является ключевым: наличие четкого плана действий, личное обаяние, здоровая наглость?

– Мне очень сложно ответить на этот вопрос. Естественно, нужно суметь доказать, убедить тех, от кого зависит принятие решения или чья поддержка требуется. Теперь я уже знаю, как работает бюрократия, как работают чиновники, а тогда время было динамичное, неустроенное, как-то все неупорядоченно было. Сейчас что-то отстаивать и проталкивать значительно сложнее, потому что эти процессы жестко регламентированы. Раньше лоббировать региональные интересы было в какой-то степени проще. Тогда законодательство в каких-то сферах отсутствовало, где-то мы жили по законам Советского Союза и РСФСР, где-то были приняты законы Государственной думы...

Но если все сформулировать в одной фразе, самое главное при лоббировании – иметь желание решить ту или иную проблему. Когда это удается, получаешь настоящее удовлетворение. Конечно, для меня прежде всего важен результат – какой смысл просто работать? Но и процесс его достижения многое значит. Однако это только часть деятельности депутата. Основное – это работа над законопроектами.

– Особо любимые есть?

– Очень памятен закон «О порядке внесения, рассмотрения и принятия закона о федеральном бюджете на 1995 год». Он был принят в 1994 году, и его авторами, кроме меня, стали депутат Госдумы Оксана Дмитриева и нынешний заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко. Чем он дорог, так это тем, что мы впервые начали приводить в порядок сам бюджетный процесс. Определили регламентные сроки внесения документа, попытались максимально прозрачной сделать саму процедуру принятия федерального бюджета. В итоге Борис Ельцин наложил вето на законопроект.

– И какова была аргументация президента?

– Она была очень проста: не нужно так жестко регламентировать бюджетный процесс. Для преодоления вето необходимо было набрать квалифицированное большинство – две трети депутатов Госдумы и три четверти Совета федерации. И закон стал первым в Российской Федерации, вето президента на который было преодолено. После чего глава государства обязан был подписать закон – и он это сделал. Таким образом, мы показали, что в стране реально работает демократия и депутатский корпус способен проявить свою силу.

Очень памятны нюансы прохождения Федерального конституционного закона, внесенного президентом по итогам референдума 2006 года по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского округа. Когда законопроект поступил в Госдуму, я его внимательно просмотрел и увидел 15-ю статью, которая говорит о финансовой поддержке региона. При мимолетном чтении можно было и не заметить, что за базу при исчислении трансферта на ближайшие три года берется 2004 год. А у нас лучшая ситуация была в 2005-м. Нужно было поменять базовый год, в результате чего сумма трансфертов увеличивалась на 1,2 миллирда рублей ежегодно. Срочно связался с <a href='http://persona38.ru/faces/oblvlast/zaksobr/143'>Виктором Кругловым</a> (председатель Законодательного Собрания прошлого созыва. – Авт.), подготовил поправки в ФКЗ. Сессия ЗС одобрила их и отправила в Госдуму. В Думе собрался комитет по региональной политике. К этому времени проект федерального закона уже был принят в первом чтении.

Прихожу на заседание комитета, объясняю суть своей поправки. Но позиция администрации президента – не поддерживать изменения, позиция правительства в лице Министерства финансов – не поддерживать. И комитет… не принимает решение. Поправка не попадает ни в рекомендуемые к принятию, ни в рекомендуемые к отклонению. Одним словом, мне дали еще один шанс отстоять ее – уже в зале пленарных заседаний.

Я начинаю работать с правительством, разговариваю с замминистра финансов Антоном Силуановым. Он говорит, что не может принять решение и обязан доложить министру финансов – вице-премьеру Алексею Кудрину. До рассмотрения законопроекта в Думе остается три дня. Проходит день, второй… Ничего.

За несколько минут до начала заседания звоню первому заместителю министра финансов Татьяне Голиковой. Она отвечает, что Силуанов ее проинформировал, но сейчас она в Совете федерации – идет докладывать перед сенаторами, освободится через 40 минут. Звоню помощнику Кудрина, он говорит, что министр тоже в Совете федерации. А время идет. Через 40 минут звоню Голиковой, она тут же разговаривает с Кудриным, мне все слышно, она говорит ему: «Шуба просит поддержать его поправку, но она будет стоить бюджету 1 миллиард рублей». Через несколько секунд Татьяна Алексеевна сообщает: «Виталий Борисович, министр поддерживает вашу поправку». Я возвращаюсь в зал, информирую докладчика по ФКЗ, что поправка с правительством согласована. Она выносится на отдельное голосование и принимается единогласно.

Потом был еще один интересный момент. Подходит ко мне полномочный представитель президента в Госдуме Александр Косопкин и говорит: «Ты знаешь, что поправка противоречит указу президента? В указе стоит базовый 2004 год». «Ну что ж, – отвечаю, – теперь указ президента противоречит закону». Вот вам некоторые штрихи обычной жизни депутата Госдумы.

– На октябрьской сессии ЗС губернатор весьма убедительно показал, насколько Иркутская область далека от динамично развивающихся регионов РФ и близка к аутсайдерам. Виталий Борисович, такой результат – это что: фатальное невезение последних лет, стечение обстоятельств, какие-то управленческие ошибки?

– Не хочется искать крайнего и говорить, что была какая-то системная ошибка в позиционировании области. Губернатор совершенно правильно сделал акцент, и я на протяжении многих лет говорю об этом же: в несколько раз налоговая отдача от отраслей экономики, которые есть в Иркутской области, ниже, чем в среднем по стране. В несколько раз – это от пяти до десяти, в зависимости от сферы деятельности. Надо было заниматься экономикой. Вот в чем причина. И это первое. Я акцентировал внимание, почему у нас в налоговой базе доля налога на доходы физических лиц выше, чем налога на прибыль. Если депрессивная территория – конечно, основные налоги платит население, экономика ничего не дает. Но если мы говорим, что у нас развитая промышленность, то экономика должна давать больше.

У Иркутской области должна быть своя стратегия развития, которая бы обсуждалась на различных площадках. Если и правительство области, и Законодательное Собрание настроены публично обсуждать ситуацию, я готов внести свою посильную лепту.

Ольга Андреева

<p align=right><a target=_blank href=http://og-irk.ru/?doc=3900>"Областная"</a></p>



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ