Большая китайская стройка

В редакцию «ПР» пришло письмо (или как сейчас говорят, пресс-релиз) из Поднебесной. Удивило не столько его содержание, сколько сам факт послания: где - просторы России, а где - просторы Китая. Оказалось, совсем близко. Впрочем, впечатлило и содержание.

Китайцы сообщают орловской региональной газете, что намерены инвестировать в экономику России более 10 млрд долларов. А именно в строительство высокоскоростной железной дороги между Владивостоком и Хабаровском. Также Китай намерен начать разработку газовых месторождений в Восточной и Западной Сибири, построить нефтепровод в Иркутске и фабрику по производству фанеры в Томске. К нашему сведению.

Мы приняли к сведению и подивились масштабу и основному принципу российско-китайской кооперации. То, что мы не в силах сами построить фабрику по производству фанеры, но при этом готовы поставлять для нее качественный лес, - характерный пример и показатель. Так во всем (или почти во всем): наши ископаемые - их нефте- и газопровод, наши леса, воды и сам простор - их железная дорога. Наше сырье - их технологии.

Директор торгового общества Чжоу Шицзянь в том же послании и не скрывает, что для Китая эти проекты не менее (или более?) важны, чем для России, так как будут «способствовать развитию ряда сопутствующих отраслей китайской экономики». Не российской, конечно. И радостно добавляет: «Интересно наблюдать, как изменилась ситуация за последние годы - раньше СССР помогал нам в строительстве железных дорог, сегодня мы делимся с Россией нашими достижениями».

В России, как известно, две беды, и китайцы намерены с обеими справиться до 2030 года. И справятся. И - тем самым - и с самой Россией.

Необходимо большое искусство, чтобы уйти незаметно, по-английски. Еще большее искусство нужно, чтобы незаметно прийти - по-китайски. А ведь Россия на самом деле превращается в большую китайскую стройку. Уже подписаны соглашения о разработке железорудного месторождения в Биробиджане, о строительстве стекольного завода в Удмуртии, международного торгово-выставочного центра в Екатеринбурге, кирпичного завода в Рязани, заводов по производству энергосберегающих ламп в Кирове и Белгороде, о совместном строительстве моста через Волгу в Ярославле, национального курорта «Московия» в Подмосковье и кирпичного завода в Курской области… Список можно продолжать долго.

Прав товарищ Чжоу Шицзянь: к Китаю пора относиться серьезно. Из производителя дешевых носков и «адидаса» китаец сегодня превратился в одного из основных мировых инвесторов и поставщиков высоких технологий.

Хорошо это или плохо? Скорее, данность. Коли сами мы не способны построить для себя мост через реку или кирпичный завод, значит, это и для нас хорошо. По мосту ведь нам ходить.

А свою китайскую грамоту с обещанием счастья в российскую региональную прессу Китай уже разослал.


Андрей Чистов

«Просторы России»



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ