Раритет из дворца

Мюнхенская фирма "Цеттлер и Майер" готова взяться за реставрацию витража "Архангел Михаил, поражающий дьявола", хранящегося в Бутинском дворце, в фондах Нерчинского краеведческого музея. Интересно то, что предположительно именно эта фирма в 70-х годах XIX века изготовила витраж.

Возможна ошибка в датировке

В "Энциклопедии Забайкалья" содержатся данные о том, что витраж "Архангел Михаил, поражающий дьявола" был изготовлен в 1857 году в мюнхенской мастерской. В какой именно, не уточняется.

- Эта датировка не верная, - рассказал корреспонденту "Экстры" директор Нерчинского краеведческого музея Александр Литвинцев. - В ту пору Франц Ксавьер Цеттлер, который лично работал над витражом, был еще ребенком. Вероятнее всего, "Архангел Михаил" изготовлен в 70-х годах позапрошлого века.

Однако есть и другая гипотеза. Узнав о том, что витраж сохранился, нынешнее руководство фирмы "Цеттлер и Майер" начало переписку с Александром Литвинцевым. "Если Ваш витраж действительно был изготовлен в 1857 году, - пишут немцы, - что, судя по технике, не вызывает сомнения, то с большой вероятностью он происходит из бывшего "Королевского витражного предприятия" (Koniglichen Glasmalerei Anstalt) в Мюнхене, которое основал в 1827 году баварский король Людвиг I, большой покровитель искусств".

Король Максимилиан II Йозеф, преемник Людвига I, по словам все тех же немцев, не выказывал столь живого интереса к искусствам, поэтому Koniglichen Glasmalerei Anstalt постепенно пришло в упадок. В 1851 году предприятие было передано Максу Эмануэлю Айнмиллеру, а после его смерти в 1870 году распущено. Таким образом, художественной обработкой стекла в Мюнхене занимались издавна, и обе гипотезы имеют право на жизнь.

Придворное художественное предприятие Майера было основано в 1847 году Йозефом Габриелем Майером. В 1863 году в него пришел Франц Цеттлер. Через год он женился на дочери босса и занимал руководящие должности. Спустя 7 лет, чтобы быть ближе к этой цели, Цеттлер из союза с Майером и основал собственную мастерскую. После роспуска Koniglichen Glasmalerei Anstalt он принял во владение материалы и оборудование этого предприятия. Обе мастерские переняли и развивали дух и традиции Королевского витражного предприятия и получили привилегию использовать в названии своих фирм слово "королевский". В 1939 году мастерская Цеттлера вновь влилась в дом Майеров. Эта фирма и существует до сих пор.

Нужны большие деньги

На сегодняшний день витраж имеет значительные повреждения: очень много трещин, отслоений краски. Но музей не располагает средствами, а спонсирование или бесплатная реставрация со стороны фирмы невозможны. Предвидя возможность сотрудничества, предприятие предложило наименьшую калькуляцию: от 8 до 10 тысяч евро за консервацию и реставрацию, а, кроме того, расходы на транспортировку туда и обратно. Есть и еще один, более доступный вариант - консервация на месте, в Нерчинске. В общем, тысяч пятнадцать евро на проведение работ необходимо, это точно.

Директор Нерчинского краеведческого музея Александр Литвинцев обращался и к властям, и к населению города с просьбой оказать помощь. Однако откликов не получил. А между тем, витраж, по мнению специалистов фирмы "Цеттлер и Майер", "имеет большую ценность с точки зрения истории искусства, поскольку от этого времени сохранилось не так много работ". Будет обидно, если никто так и не согласится спонсировать его реставрацию.

Константин Чиров

<p style='padding-right:18px;' align='right'><a target='_blank' href=http://zabmedia.ru/?page=articles&text=1357>"ЗабМедиа"</a></p>



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ