Годовщина катастрофы "Курска"

12 августа отмечается очередная годовщина катастрофы на подводной лодке К-141 "Курск" - последней катастрофы ХХ века. 13 лет назад, 12 августа 2000 года, в 11 часов 28 минут по московскому времени на борту новейшего отечественного подводного крейсера в первом, торпедном, отсеке прогремел первый взрыв, через две минуты после него сдетонировал остальной боезапас, разрушивший сразу несколько отсеков подлодки. С этого момента началась история недоговоренностей и умолчаний, откровенной лжи и лицемерия власти в отношениях с обществом.

До сих пор, несмотря на закончившееся официальное расследование и изучение поднятой части подлодки, остается много вопросов по этой трагедии. Возможно, как и в случае с другими тайнами прошлого века, мы никогда не узнаем, что же все-таки на самом деле произошло на глубине 108 метров в Баренцевом море в тот августовский день. Но, тогда, вновь после страшных взрывов жилых домов в российских городах годом ранее, возникло ощущение страха за страну и стыда за ее руководство, которое беспомощно и цинично рассказывало несколько дней о невозможности оказать помощь оставшимся в живых подводникам...

В материале, который мы сегодня публикуем, приведены версии гибели "Курска", в том числе и та, которая считается одной из наиболее реальных, несмотря на неофициальный характер. Как бы то ни было, сегодня и каждый год в этот день мы будем вспоминать трагедию экипажа подлодки, который, в отличии от "гаранта Конституции" и "национального лидера", до конца выполнил свой долг.

"ОНА УТОНУЛА" (с) В.В.ПУТИН

2000 год. Владимир Путин восходит на престол в первый раз. Сразу же демонстрирует военную мощь России парадами с показом техники. Хочет зарекомендовать себя в качестве предводителя самой сильной морской державы.

Через восемь дней после инаугурации российский президент подписывает указ о присуждении 20 лет строгого режима американскому шпиону, пытавшемуся выкупить чертежи новой русской торпеды "Шквал", развивающей скорость более 500 км в час.

"Курск" - новейшая подводная лодка, введенная в строй Военно-морских сил России в декабре 1994 года, оснащённая по последнему слову техники. Ядерные боеголовки, по мощности в 40 раз превышающие бомбу, сброшенную на Хиросиму, двойной корпус, и, конечно же, торпеда "Шквал".

Субмарина должна была участвовать в испытании "Шквала" 12 августа 2000 года. За ней наблюдал не только русский морской флот, но, подпольно, и США. Американцы заметили на испытаниях представителей Китая, что закрало в их души подозрения в приобретении китайцами сверхсовременной торпеды.

Тем временем Владимир Владимирович отправляется на дачу в Сочи.

В 11:28 минут 12 августа 2000 года, когда лодка уже практически готова к заданию, на ней происходит взрыв. В торпедном отсеке - сквозная пробоина. Обычно в таких случаях командир должен нажать кнопку, и подводная лодка сама поднимется на поверхность. Но по необъяснимой причине "Курск" продолжает двигаться вперёд.

11:30 - второй взрыв, в 100 раз мощнее первого. Курск идёт ко дну. Большей части команды уже нет в живых. Оставшиеся глушат атомный двигатель и укрываются в аварийном отсеке.

ВЕРСИИ ПРИЧИН КАТАСТРОФЫ

Официальная: На "Курске" взорвалась торпеда 65-76 "Кит" с двигателем на пероксиде водорода. Но таких торпед уже не использовали в течение 50-ти лет. Каким же образом на суперсовременной подводной лодке она появилась? Эта версия была принята официальным поверенным Путина главным следователем И.И.Клебановым ещё до начала расследования.

Атака подлодок США. Когда американцы заметили присутствие Китая на испытаниях, сомнений не оставалось - они покупают "Шквал". Такой оборот событий был не выгоден Америке, ведь тогда пропало бы превосходство Соединенных Штатов на море. Американцы принимают решение сорвать испытания русским и китайцам. Они отправляют две подводные лодки: Мемфис и Толедо. Первая - для дистанционного слежения и наблюдения за процессом, Толедо - для более деликатной и сложной задачи - следовать за "Курском" на как можно более близком расстоянии.

Немудрено, что на такой небольшой глубине - 100 метров - неповоротливая Толедо могла задеть Курск. Для нашей подводной лодки подобное столкновение - просто царапина на обшивке, для Толедо это приключение обернулось бы гибелью. Мемфис решил защитить отход Толедо. Но с Курска послышался звук зарядки торпедного оружия. Американцы испугались - "Шквал" бьёт качественно, а главное, очень быстро - времени на отступление не оставалось. Мемфис выстреливает в русскую подлодку торпедой Мк-48. Подобная атака не смогла бы причинить Курску особого вреда, но она пришлась на торпедный отсек, спровоцировав взрыв собственного оружия Курска. Взрывная волна отбросила и сам Мемфис.

Доказывает эту версию пробоина, характерная именно для действия торпеды, а также найденный вблизи места происшествия аварийный буй американской подлодки.

Курск наткнулся на мину Второй Мировой Войны. В таком случае лодку от взрыва "перекосило" бы намного сильнее. Хотя в Баренцевом море действительно есть такие мины.

ПОСЛЕ КАТАСТРОФЫ

После взрыва военно-морским командованием России была направлена поисковая спасательная команда к месту крушения Курска. Произведён осмотр гибнущего судна. Информация о результатах осмотра, а также причины неоказания помощи оставшимся в живых навсегда останутся неизвестными широкой общественности России и других стран.

В официальных СМИ сообщение о гибели Курска появляется только через два дня после взрыва. И сразу выявляем ложь: "Лодка затонула 13 августа..."

Семьи команды подводной лодки едут ближе к месту трагедии - в Мурманск. Они не знали, кто именно находился на борту 12 августа. У каждого судна есть два сменных экипажа, но никто не объявляет публично, какой именно состав и когда бывает в море. Перед тем, как начать операцию, первая обязанность капитана - отправить список команды, находящейся на борту, в своё военное управление на берег. Поэтому такая запись существовала. Газете "Комсомольская правда", в конце концов, удаётся просто-напросто выкупить нужный список.

Каждый из родственников надеялся, что в числе 27 оставшихся на тот момент в живых, среди запертых в аварийном отсеке, оказался их муж, сын, брат или дядя...

Тем временем стало точно известно, что на Курске действительно остались живые люди. И они подают сигналы "SOS", постукивая по стенкам своего будущего саркофага. "Постукиваниями" азбукой Морзе капитан Колесников и его ребята говорили, что кислорода и продовольствия им хватит на 10 дней.

Путин выходит на связь только через пять дней, не выезжая с дачи. Говорит, что у ВМФ есть всё для спасения моряков, что мы не нуждаемся в иностранной помощи. Через неделю представители власти решаются встретиться с семьями пострадавших. Отчаявшиеся люди бросают прямые и острые обвинения чиновникам и военным. Одну, по мнению властей, "слишком разговорившуюся" женщину успокаивают с помощью укола. А военные выгоняют из зала журналистов.

Неделя! Неделя полного бездействия со стороны российского правительства! "Плохая погода, не тот наклон подлодки, заклинило люк...", - так они оправдывали своё странное поведение.

11 стран НАТО предложили свою помощь узникам Курска. Ни одной из них власти России не разрешили приблизиться к умирающей подлодке. А люди сидели в темноте, и надежда их угасала. Вы считаете себя счастливо спасёнными, ведь из 118 человек выжили лишь 27, в число которых входите вы. Вас обязательно должны вытащить, вам же так повезло! Но проходит один день мучительного ожидания, второй... А нет даже попыток вам помочь.

Под давлением родственников и прессы В.В. Путин решает подпустить к лодке спасательную команду из Норвегии. По прошествии восьми дней с начала трагедии. Норвежцы работали оперативно. "Заклинивший" люк открыли за 25 минут. Но "Курск" был заполнен водой целиком. Уже ничего нельзя сделать. Люди погибли. Все 118 человек.

Путин приезжает в Мурманск, к семьям моряков. Наносит визит вдове командира "Курска", встречается с родственниками остальных погибших моряков. После этих "свиданий" семьи моряков "Курска" не хотят ехать с ним на место гибели Курска.

При осмотре подводной лодки опознано только одно тело - Дмитрия Колесникова, командира центра управления гребной установкой. При нём нашли две записки. Одна - жене, фрагмент текста которой всё-таки обнародовали, другая, адресованная командованию, была засекречена. Именно во второй записке Колесников изложил истинные причины крушения атомной подводной лодки "Курск" 12 августа 2000 года.

Извлекли 12 тел, приняли решение о поднятии субмарины, видимо, для удовлетворения расстроенных чувств родственников жертв. Опять-таки с помощью "забугорных" специалистов и только без торпедного отсека. То есть, пришлось отпиливать всю носовую часть подлодки. Сказали, она может взорваться. А почему бы она тогда не могла взорваться при отпиливании?

Стоимость "отпиливания" равнялась 130 000 000 евро (сто тридцать миллионов евро). Без комментариев.

В октябре "Курск", наконец, подняли. На внешней стороне обшивки отчётливо просматривалась пробоина от торпеды. Далее торпедный отсек взорвали в море. Все дальнейшие расследования были теперь бесполезны.

ПРОСТЫЕ ИТОГИ

Умерли люди. Самой мучительной смертью, смертью в ожидании спасения. Стоят ли их жизни всех политических интриг, лицемерия, лжи и рейтинга властей?

О. Кушнир

"Байкал24"

впервые опубликовано



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ