Керамика крупным планом

Если вы привыкли воспринимать керамику как искусство сугубо прикладное, можете развеять свое заблуждение, посетив в ближайшие две недели иркутскую галерею «Дом художника». Во вторник там окрылась первая городская выставка авторской художественной керамики. В экспозиции представлено более 100 работ, от миниатюрных скульптур до пространственных композиций, выполненных в различных техниках.

– Живопись сгниет со временем, графика тем более, а керамика останется для потомков, – сказал на открытии выставки председатель Иркутского регионального отделения Союза художников России Александр Муравьев. – Археологи до сих пор выкапывают горшки и амфоры с зерном. Поэтому для меня керамика – это что-то вечное. Керамисты как будто берут своим соавтором время. Но меня удивило, что у этого вида искусства столько выразительных возможностей. А ведь мы привыкли заполнять керамикой пустоты на художественных выставках, из-за чего она незаслуженно уходит на второй план.

Куратором и организатором выставки выступила известная иркутская керамистка Елена Таволжанская. Этот проект она вынашивала несколько лет. Поэтому экспозиция стала ретроспективной. В ней нашлось место и работам художников, которых уже нет в живых. Например, оригинальным произведениям керамиста Марины Бордучковой. Это и панно «Ковчег», где на берестяном фоне в клеточках расположились различные животные, и композиция «Петроглифы», и серия изящных белых фаянсовых статуэток «Байкальские ветра». Кстати, ярко выраженный индивидуальный стиль отличает каждого из авторов выставки. Предполагается, что она станет ежегодной.

– Иркутская керамика находится на очень высоком уровне, – отметила Елена Таволжанская. – У каждого художника есть свои достоинства, техника и авторский почерк. Они очень высокие профессионалы в своем деле. Но у них тоже есть потребность самовыражаться и встречаться со зрителями. Надеюсь, ежегодные выставки керамики помогут нам открыть новые имена в этом виде искусства.

На выставке работы опытных мастеров соседствуют с творчеством молодых авторов. Кстати, сама Елена Таволжанская творит в тандеме с супругом Игорем. Характерной особенностью их произведений является национальный колорит, причем они привносят мотивы разных народов. Например, на выставке можно увидеть вазу «Гамаюн – птица вещая», отсылающую к славянским мифам, и скульптурную композицию «Песнь о Байкале», где изображен бурятский шаман и девушка Ангара. Супруги находятся в постоянном творческом поиске, и это касается, в том числе, совершенствования техники гончарного искусства. Например, их большая напольная композиция «У начала времен», изображающая динозавра и скорлупу, выполнена в технике лоскутной керамики, когда изделие сначала обжигают, затем разламывают на куски, склеивают и вновь отправляют в печь.

На выставке также представлены работы признанных мастеров керамики Людмилы Назаровой, Ольги Копенкиной, Георгия Борисова, Людмилы Вороновой, Натальи Сериковой-Рубцовой. И молодых, но опытных авторов Андрея Поляницы, Татьяны Ерошенко, Аюши Чимитдоржиевой, Ольги Вахрушевой и т.д.

Елена Орлова
<p align=right><a target=_blank href=http://og-irk.ru/?doc=3840>"Областная"</a></p>



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ