Писателей по «осени» считают

1 сентября в Чите началась «Забайкальская осень». Не только в том смысле, что кончилось лето, а ещё и в том, что в этот день на Театральной площади открылся литературный праздник. По традиции, начавшейся в 1965 году, прошли выступления литераторов и встречи с писателями, книжный базар и презентации новых книг.

О рождении праздника ИА «Чита.Ру» рассказал его организатор – писатель Георгий Граубин.

Тогда в Москве на заседании правления Союза писателей РСФСР председатель Леонид Соболев вспомнил, что когда организация только начинала свою деятельность, проходили разные мероприятия, писатели ездили по стране, изучали рукописи. Потом всё это прекратилось. Затем Соболев потребовал предложений от самих писателей.

«Повисла гробовая тишина, - рассказал Граубин. - И тогда я поднял руку. Говорил о том, что союз организовали, приняв в него уже состоявшихся литераторов. А кто только собирается вступать – мы совершенно не знаем. Поэтому надо провести семинар и посмотреть на тех, кто стоит за нашими спинами».

В ответ на предложение Граубина писатели высказывались, что союз не осилит такой семинар, и тогда Георгий Рудольфович предложил провести его совместно с обкомом комсомола. Привлёк к этому директора крупнейшего в СССР издательства – «Молодой гвардии» - Юрия Мелентьева, который и убедил писателей. В сентябре 1965 года семинар состоялся. В нём участвовали 70 молодых литераторов, и около 50 известных писателей руководили семинарами.

«Грех было не воспользоваться таким количеством, - рассказал Граубин. - И я решил отправить писателей на встречи с жителями 24 районов. Нигде в Советском Союзе такого не бывало. Думал, что меня похвалят, но после встреч из сёл повалили письма, в которых ругали за то, что писатели к ним не приехали. Люди писали – в наш колхоз писатели не приехали, а приехали в соседний, а там хуже показатели. И обещали пожаловаться в ЦК, если в следующем году писатели их не навестят».

В итоге Граубин, в очередной раз, приехав в Москву, повесил в Доме литераторов большое объявление о поездке на «Забайкальскую осень».

«В то время среди писателей уже пошла молва о Забайкалье, – рассказал он. – Как там хорошо принимают, как чудесно прошло всё в Чите. И каждый год приезжали к нам новые писатели. До Евтушенко, например, не дошла очередь, и он до сих пор на меня сердится».

В сентябре 1965 года впервые в СССР на забайкальской земле состоялся зональный семинар молодых литераторов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Мероприятие проводилось по инициативе Георгия Граубина, тогда работавшего ответственным секретарём читинской писательской организации. Руководить семинарами прозы, поэзии и детской литературы приехали ведущие писатели страны во главе с Леонидом Соболевым: Анна Коптяева, критик Бровман, Чеверихин – из Иркутска группа молодых литераторов с Марком Сергеевым, тогдашним секретарём Иркутской писательской организации.

Читинские строители постарались и к открытию семинара завершили строительство гостиницы «Забайкалье», в которой разместилась писательская братия.

В сентябре 2005 года один из участников Эдуард Анашкин писал в газете «Литературная Россия» о семинаре: «В тот же день состоялось открытие пятиэтажной гостиницы «Забайкалье» на пересечении улиц имени Ленина и Ленинградской. Здесь должны были разместиться участники семинара. Вместе с разрешением на номер в гостиницу вручался ярко и весело раскрашенный квадрат картона: «Мы, строители центрального стройуправления, возвели гостиницу «Забайкалье» досрочно, специально к вашему приезду на семинар молодых писателей Восточной Сибири и Дальнего Востока. Надеемся, что в комнатах, в которых мы приглашаем вас остановиться, вам будет удобно».

«Перед началом семинара был создан оргкомитет, в адрес которого поступило более 200 рукописей, – продолжает Ида Файерштейн. – Я тогда заведовала литературной редакцией на радио и помимо прочих рукописей отобрала два рассказа Валентина Распутина «Рудольфио» и «Мама куда-то ушла». Они прозвучали в эфире читинского радио. По существу, это был первый выход в свет произведений Распутина».

По итогам семинара в Союз писателей приняли новых членов, среди которых были драматург Александр Вампилов, поэт Дмитрий Сергеев, прозаик Дмитрий Машкин и, собственно, Валентин Распутин.

Ида Петровна рассказывает: «Праздник сразу стал всенародно любимым, популярным. Весь город выходил на площадь, где открывался книжный базар. Кстати, начало его работы проходило не так как сейчас – в будний день, а в выходные. После проведения базара в самом большом на тот момент зале города – в ОДОСА, – проходили встречи. Наверняка всем читинцам запомнился праздник 1971 года, когда гостями приехали прозаик Сергей Смирнов и Булат Окуджава».

Каждый год список гостей «Забайкальской осени» утверждался обкомом партии. Окуджаву, в то время запрещённого цензурой, Георгий Граубин пригласил тайно, не внося в список. Ида Файерштейн, работавшая на телевидении, делала цикл передач о гостях «Забайкальской осени-1971», открывающийся материалом об Окуджаве. И получилось так, что о приезде поэта стало известно именно из этой передачи. Граубина после этого вызвали в обком – поинтересоваться, Окуджавы нет в списках. На это Граубин ответил, что Булат Шалвович – частный гость забайкальских писателей.

По словам Файерштейн, из-за своей популярности Окуджава не имел собственных книг – сборники стихов расходились мгновенно, а прозы он тогда не писал. На книжном базаре в Чите он стоял у пустого столика, однако вокруг него собралась огромная очередь – за автографами.

После праздника в Чите литераторы разъезжались по районам области, после поездки делились впечатлениями в эфире читинского телевидения. В архиве ГТРК «Чита», по словам Файерштейн, до сих пор хранятся кадры с выступлением Марка Соболя на Машзаводе.

«Не могу не отметить, что фотография с одного из книжных базаров «Забайкальской осени» помещена в Большую советскую энциклопедию. Там видна толпа, бегущая к прилавкам, чтобы купить книги. Базар открывали на площади ровно в 12 часов, – вспоминает Ида Петровна. – По радио звучали куранты. Как только милиционеры открывали входы, люди мчались к книжным развалам».

Фотограф Фёдор Машечко снимал и первый писательский семинар, и все последующие за ним «Забайкальские осени». Именно ему принадлежит снимок с книжного базара, помещённый в БСЭ. Сегодня он вспоминает: «Это был праздник не только города, но и всей области потому, что писательские бригады по 4-5 человек разъезжались по районам и выступали, проводили встречи с жителями. Граубин – большой выдумщик. Пиар, проводящийся сейчас, не годится и в подмётки тому, который он организовывал перед праздником. Например, с самолёта разбрасывались листовки, объявляющие о начале праздника, о составе гостей. Или устраивалось представление – по городу на лошадях ездили казаки Петра Бекетова и зазывали на праздник».

По словам Машечко, незадолго до праздника у него складывалось впечатление, что весь город готовится к «Забайкальской осени», и копит деньги на покупку книг. «Почему так происходило? – спрашивает Машечко и отвечает сам себе. – Наверное, из-за особенностей и атмосферы того времени. По радио две программы – «Маяк» и Центральное радио. По телевизору – одна программа. Поэтому народ много читал. И научился читать между строк. Был литературно-поэтический бум. Писатели собирали стадионы, которые не снятся сегодняшним поп-звёздам. Представьте себе, Евтушеннко, Вознесенский собирали «Лужники». Не думаю, что какая-то современная поп-дива может собрать этот стадион под завязку. Площадь Ленина в Чите была заполнена – не протолкаться. Приезжали классики – тогда не известный Распутин, Окуджава, Астафьев. Можно называть много имён».

В первую «Забайкальскую осень» Граубин привлёк начинающего фотокорра Машечко к изготовлению комплекта снимков, который получали все участники. Работать с писателями Фёдору Николаевичу приходилось от вокзала и до вокзала – сопровождать на всём протяжении праздника.

«Прежде чем фотографировать писателей, нужно было хоть что-то знать о них. У меня подготовка к празднику выглядела так – я шёл в библиотеку и читал произведения приглашённых литераторов. Каждый человек интересен. Можно брать фотографии и рассказывать о каждом – вот Астафьев, вот автор Незнайки Некрасов, вот другой Некрасов. За каждой съёмкой стоит какая-то история – как налаживал контакт с человеком, как завязывал с ним отношения», - рассказал Машечко.

В ответ на просьбу рассказать о нынешней «Забайкальской осени» Машечко на минуту замолкает, а потом рассуждает: «Объективной оценки я дать не могу. Невольно сравниваю с прошлыми праздниками. Надо спрашивать молодых об их ощущении. Сейчас народ тоже ходит на «Забайкальскую осень», хоть немного, но приходит. Глядишь, и кто-то приучится к чтению. Я консерватор, люблю читать книги не в электронном виде, а шуршать страницами, возвращаться. А у нынешнего поколения совсем другое восприятие. Книги предпочитают в МР3, новости читают в интернете, а не со страниц газет. За это нельзя ругать. Есть объективные причины – интернет мобильнее, информированность намного выше. То, что «Забайкальская осень» сегодня проводится, пусть не так пышно, но, слава богу, проводится. Это необходимо авторам – общаться друг с другом, видеть глаза читателей. Может, этот период пройдёт – читатель больше будет уделять внимания таким праздникам. Это всё закономерно».

Егор Захаров

<p style='padding-right:18px;' align=right><a target=_blank href='http://www.chita.ru/articles/18841/'>Читинский городской портал</a></p>



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ