Ледовый хайвэй

Забайкальские пограничники сделали самую длинную в России ледовую дорогу.

Самую протяженную в России ледовую магистраль пробили сотрудники Службы в п.Кокуй краевого пограничного управления. Трасса длиной свыше 800 километров начинается от города Сретенск и идет по рекам Шилка, Амур и Аргунь почти до истоков последней. До этого самая протяженная в стране ледовая трасса проходила на Чукотке. Ее длина составляла 150 км.

Недавно на ледовой дороге на пограничном участке реки Аргунь прошел совместный российско-китайский рейд по проверке режима госграницы, в котором участвовал корреспондент "Экстры".

Река, как дорога жизни

Для пограничников из Кокуя "дорога жизни" вовсе не метафора. Зимой, кроме ледовой трассы, других способов снабжать отдаленные погранзаставы просто не существует. В забайкальской таежной глуши есть места, куда подчас и вертолетом невозможно долететь. За зиму на границу по льду перебрасывается свыше 1000 тонн различных грузов - от сена и продовольствия до горючего и стройматериалов.

- Отсутствие ледовой дороги заметно осложнило бы работу наших нарядов по охране государственной границы, - говорит полковник Александр Кайгородов, начальник Службы в поселке Кокуй Пограничного управления ФСБ России по Забайкальскому краю.

По обоюдной договоренности на участке от слияния Аргуни с Амуром до села Олочи Нерчинско-Заводского района дорогой пользуются и китайские пограничники. За это они возмещают часть солярки, израсходованной российскими коллегами на строительство дороги. На этом участке ледовой трассы могут передвигаться только военные двух стран. Движение гражданского транспорта по пограничной Аргуни запрещено.

Технология строительства ледовой дороги довольно простая. В первые дни 2010 года по льду Шилки, Амура и Аргуни прошла колонна "Уралов", которые тянули за собой от гусеницы тракторов, соединенные в форме клина. Не обошлось и без ЧП.

В Нерзаводском районе при пробивке дороги провалился под лед один из грузовиков. Дело чудом не закончилось трагедией - водитель успел выпрыгнуть. Машину вытаскивали на берег почти сутки, во льду пришлось выпиливать весьма большой кусок. Интересно, что произошло все это напротив местности, которую здешние жители называют Ёкала. Мол, здесь сердце ёкает от крутизны гор.

Знаковые знаки

Рейд по Аргуни возглавляли два полковника: российский пограничный представитель на Нижнее-Аргунском участке полковник Кайгородов и китайский на Шивэйском участке полковник Хан Хунвей, по совместительству командующий пограничным полком. Встреча участников рейда произошла на пункте пропуска "Олочи-Шивэй", на так называемом мосту Дружбы.

Первую остановку делаем у пограничного знака на китайском берегу. Приземистый бетонный параллелепипед находится на месте и пребывает в нормальном состоянии. Рядом установлена конструкция из скрещенных рельсов, напоминающая противотанковый еж.

- Это сделано для того, чтобы знак не сломало льдом во время весеннего половодья, - говорит полковник Игорь Погребной, заместитель российского погранпредставителя.

Порча или уничтожение погранзнака вполне могут стать причиной дипломатического спора. Расположение каждого знака прописано в соглашении о демаркации российско-китайской границы.

Потом были еще несколько заездов как на российскую, так и на китайскую территорию.

Привычный приграничный порядок был нарушен только один раз. На одном из китайских пограничных знаков, прямо в центре государственного герба КНР, красовалось пулевое отверстие. Определить, кто использовал красный и круглый китайский герб в качестве мишени возможным не представлялось. Выстрел, судя по состоянию краски, был сделан несколько лет назад.

Несмотря ни на что, китайские пограничники совместным рейдом по Аргуни остались довольны.

- Совместные мероприятия по охране границы сближают, это ведет к стабильности в приграничье. Мне приятно работать с российскими коллегами, настоящими профессионалами своего дела. Если бы на Аргуни не было нести службу на границе было бы трудно и опасно, - заявил полковник Хан Хунвей.

В рамках рейда забайкальские пограничники продемонстрировали зарубежным коллегам пограничную кавалерию и снегоходы. На лошадях иностранные офицеры катались на уровне хороших наездников, а вот со снегоходами у них не заладилось. "Буран" под китайским подполковником неустанно глох и норовил съехать с дороги в сугроб.

Российские пограничники, в свою очередь, проявили большой интерес к новым китайским автоматам "Тип 03", принятым на вооружение меньше года назад.

Русский китаец дядя Миша

Прибрежная деревушка Цисянь, лежащая на сопредельной стороне Аргуни, от российских сел мало чем отличается. Та же грунтовка, и те же деревянные дома, только поновее. Сходство с сибирской глубинкой неслучайно. Цисянь изначально был русской деревней. Во время Гражданской войны за Аргунь ушли тысячи забайкальских казаков с семьями.

Сейчас, правда, русский в Цисяне остался только один. Таковым себя считает Михаил Иванович Маркважинцев. Сын китайца и русской, он родился в 1943 году уже на территории уезда Шивэй. По паспорту он обычный китайский гражданин. А в душе он просто дядя Миша, последний в Цисяне носитель русского языка.

- Раньше русских в деревне было много, порядка сорока дворов. Потом постепенно все укочевали. Мои дети по-русски уже не говорят. В Забайкалье у меня еще живут родственники, но с ними я не переписываюсь, - говорит дядя Миша.

Русский из Цисяня стабильно отмечает православную Пасху. Иногда вместе с супругой Галиной (тоже русская китаянка) готовят пельмени.

Русских предков в китайском Приаргунье вообще имеют многие. Водителя полковника Хан Хунвея, по виду чистокровного китайца, зовут русским именем Коля. Языка предков он уже не знает, но через переводчика объясняет, что его бабушка была забайкальской казачкой.

Зато велик интерес к русскому языку у чистокровных китайцев. Переводчик лейтенант Сунь Чжен Шань сказал, что русский язык в Нандинской военной академии он изучал по произведениям русских классиков. Признался, что очень любит Бунина.

В следующий раз российские и китайские пограничники выйдут на совместную охрану границы в середине лета. Самой длинной в России ледовой дороги к тому времени уже не будет.

Алексей Будько

фото Автора



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ