О Монголии, как о стратегическом партнере России

Монголия является традиционным торговым и культурным партнером многих приграничных регионов России. С Бурятией ее связывают и тесные этнические контакты. Тем не менее, объемы двусторонней торговли упали с 1,2 млрд долларов в 1990 г. до 0,25 млрд долларов в 2000 г. За эти годы Россия, за исключением горнорудной компании «Золото Востока», не создала в МНР ни одного предприятия.

Сегодня Россия планирует довести объем товарооборота до 1 млрд долларов к 2010 г. В настоящее время в Монголии работает 652 монголо-российских совместных предприятия, из них 592 основаны в 2007 г. Однако развитию торговли мешают высокие таможенные пошлины, установленные российской стороной на многие монгольские товары, и другие искусственные ограничения. К примеру, на российской границе после 20 лет вновь восстановлена 40-километровая пограничная зона ограниченного доступа. Вряд ли повышает авторитет России введение лимита на торговлю для «челноков» и существование визового режима для двухмиллионного населения Монголии.

Показательно, что младшее и среднее поколение монголов практически не говорит на русском языке, чем разительно отличаются от старшего поколения и большей части руководства страны, закончивших российские вузы. Как это похоже на наши отношения с Китаем в недавнем прошлом, когда тысячи китайских студентов учились в наших вузах, а наши специалисты строили у них заводы и фабрики. В один год это всё рухнуло, пролилась кровь на острове Даманский.

Даже простив Монголии 10-миллиардный долларовый долг, российская сторона не защитила предварительно свои экономические приоритеты. Между тем, эта сумма в четыре раза больше всей иностранной помощи за последние 15 лет и почти втрое больше ВВП Монголии. Для сравнения отметим, что Польша, прежде чем аннулировать долг Монголии в 6 млн долларов, оговорила ряд своих коммерческих интересов в освоении полезных ископаемых.

Природа не терпит пустоты, поэтому Монголия, выпав из сферы российских интересов, активно вошла в орбиту влияния США, Японии, Китая, Кореи. Достаточно отметить, что сегодня Монголия имеет дипломатические отношения с более чем 100 странами мира. Монголия возглавила работу по нормализации отношений между Японией и Северной Кореей. Две золотые и две серебряные олимпийские медали Пекина подняли самосознание монгольского народа на новую высоту. И это уже не тот «младший брат» Советского Союза, а полноправный партнер, со своими здоровыми амбициями.

В феврале 2008 г. Монголия оказала помощь одеялами и теплой одеждой пострадавшим от снежных бурь районам Китая на сумму 50 млн тугриков, помогала провинции Сычуань после сильного землетрясения весной 2008 г. Недавно было принято решение построить в Улан-Баторе памятник группе «Битлз» стоимостью около 100 тыс. долларов. В 2005 г. состоялся краткосрочный визит Президента США Д. Буша в Улан-Батор. Из специального фонда выделено 285 млн долл. для обеспечения школ Монголии 10 тысячами ноутбуков, определены другие экономические приоритеты.

Монгольские вооруженные силы участвуют в американской агрессии в Ираке и совершили туда уже 10 экспедиций. На территории Монголии происходят совместные военные учения с американскими войсками. Монголия официально не входит в Шанхайскую организацию сотрудничества, организаторами которой являются Китай и Россия.

Таким образом, Монголия представляет реальную возможность для США иметь свой плацдарм для решения стратегических задач. И это при том, что мы являемся соседями, имеющими более чем 3000-километровую общую границу.

Во внешней торговле Монголии безусловный приоритет принадлежит Китаю, товарооборот с которым составляет 52 % (с Россией — 20 %). При этом 74 % монгольской продукции уходит в Китай и только 3 % — в Россию. В Монголию ввозится 35 % товаров из России и 31 % из Китая. Таким образом, торговля с Россией крайне невыгодна для монгольской экономики. Во время визита премьер-министра КНР в июне 2008 г. Китай оказал безвозмездную помощь Монголии в размере 40 млн юаней, до 2012 г. продлил срок погашения льготного кредита на сумму 300 млн долл. Сегодня на монголо-китайской границе действует более десятка пограничных постов.

Селенга — река без границ

На территории Монголии начинаются истоки великих азиатских рек — Енисея и Амура, несущих свои воды в Северный Ледовитый и Тихий океаны. Здесь же расположен второй по объему после оз. Байкал резервуар питьевой пресной воды — оз. Хубсугул. Большое внимание правительство Монголии уделяет решению экологических проблем и, в первую очередь, борьбе с опустыниванием. Более 6 млн га, или 19 % территории, отнесено к категории особо охраняемых природных объектов. К 2015 г. эта площадь достигнет 26 %, на ней будут размещены 133 охраняемые территории. Это один из самых высоких показателей в мире.

По всем прогнозам будущее десятилетие будет временем политических, экономических и вооруженных конфликтов за источники питьевой воды, прежде всего там, где население использует водные ресурсы трансграничных рек, пересекающих границы соседних государств. Такие конфликты уже созревают в бассейнах крупнейших рек планеты. С этой точки зрения, водопользование в бассейне р. Селенги, расположенном в равной степени на территории России и Монголии, может представлять модель устойчивого развития. Однако интенсивное развитие горнорудной промышленности в верховьях Селенги создает реальную угрозу качеству речных вод, поступающих в оз. Байкал. Не могут не настораживать и предложения отдельных монгольских чиновников о строительстве гидроэлектростанции на притоках Селенги.

К этому следует добавить, что при населении меньше 3 млн человек на просторах Монголии пасется более 40 млн голов скота. По этому удельному показателю Монголия не имеет конкурентов в мире. В условиях глобального экономического кризиса и нехватки продовольствия данный фактор приобретает особое стратегическое значение.

Дорога будущего

Строительство такой дублирующей дороги объясняется не только несоответствием современным стандартам УБЖД, построенной полвека назад, но и тем, что российская сторона не выполняет своих обязательств по инвестированию в техническую модернизацию совместного предприятия. Новая дорога существенно увеличит грузопоток между Монголией и Китаем и в конечном итоге резко сократит российское участие в транзите по железным дорогам Монголии. Более того, упоминаются планы железнодорожного строительства с переходом на китайский, более узкий, стандарт железнодорожной колеи, что грозит выходом из системы российских железных дорог.

В последние годы увеличивается грузопоток в Россию через западную Монголию с выходом на Горный Алтай. Основные грузы представлены транзитными китайскими строительными материалами. Поэтому в планах развития железных дорог рассматривается и прокладка широтного направления, которое совпадает с планами строительства нефтепровода из Западной Сибири в Китай.

России принципиально важно развивать транспортные связи со странами АТР через Монголию. Иначе строительство дорожной сети через Западный Китай и Казахстан с выходом в Европу, которая короче более чем на тысячу километров, оттянет значительный объем грузов с Транссибирской магистрали.

Такое внимание к развитию транспорта во многом объясняется политикой государства, ориентированной на развитие горнорудного комплекса. По прогнозной оценке, по объемам минерально-сырьевых ресурсов Монголия может войти в двадцатку крупнейших государств мира. По состоянию на 2007 г. горнорудная отрасль дает 42 % бюджетных доходов, 52 % налоговых поступлений и 78 % экспортных доходов. В ней занято 40 тыс. человек, или 35 % всех работающих в промышленности. В последние годы Монголия занимает третье место в мире по производству плавикового шпата, девятое место по производству молибдена, около 1 % мировой добычи золота и меди осуществляется здесь.

Однако в условиях политической нестабильности определенные силы спекулируют на проблемах развития горнорудного комплекса и вносят в парламент новые законодательные акты, серьезно ущемляющие интересы зарубежных инвесторов. Такая практика отрицательно влияет на инвестиционный климат страны на мировом рынке сырья. В 2005 г. в стране потрачено на геолого-разведочные работы 127 млн долларов. Наличие крупнейших месторождений угля и урана позволяет правительству планировать резкий рост производства электроэнергии, в том числе за счет строительства атомных станций. Следует отметить, что цены на уран за последние 4 года выросли почти в 10 раз. По расчетам, к 2030 г. мировое потребление энергии может возрасти на 40—50 %, в т.ч. китайцы планируют построить 12 атомных станций общей стоимостью 52 млрд долларов.

Зона бездействия

Стратегическое значение Монголии определяет необходимость акцентировать политическое и экономическое внимание к этой стране со стороны российских правительственных и коммерческих структур. Об этом говорит регулярный обмен визитами на высшем уровне. На монгольский рынок вышли российские компании «Ростехнология», «Базовый элемент», «Северсталь», «Ренова», «Россельхозбанк» и «Газпромбанк». С начала 2007 г. во всех местных школах введено обязательное обучение с 7 класса русскому языку. Появились многочисленные филиалы российских вузов в монгольских городах (Плехановская академия, Иркутский технический университет, Бурятский государственный университет и др.). Доступны многие российские телеканалы, продаются книги и газеты на русском языке. В г. Улан-Удэ популярна совместная передача с Монгольским каналом UBS, которую можно назвать аналогом программы «Жди меня».

Подписание межгосударственных соглашений послужило основанием развития торговых и культурных отношений с Монголией приграничных регионов, многие из которых открыли свои представительства в Улан-Баторе. Только экспорт продукции из Иркутской области в Монголию составляет 200 млн долл., а импорт — 5 млн долл. Одним из факторов повышения эффективности приграничной торговли могло бы стать создание свободной экономической зоны Алтанбулак — Кяхта. В настоящее время через данный таможенный пункт в 2006 г. прошло 322500 человек, 67000 единиц автомобильного транспорта, 5884 пассажирских и 172615 транспортных вагонов.

Сегодня в рабочую группу администрации особой зоны Алтанбулак обратились более 30 компаний из Монголии, России, Китая, Японии, США, Кореи, с большинством из которых заключены инвестиционные контракты. Однако эта зона не может функционировать без аналогичных действий со стороны России. Многократно поднимался вопрос о нормальном функционировании пограничного поста в Мондах, где российская сторона не пропускает в Монголию туристов из третьих стран.

Поэтому особое место в российско-монгольских отношениях занимает проблема перехода границы. Как известно, обе стороны неоднократно предлагали ввести режим безвизового перехода границы, как это делается на монголо-китайской границе. Однако дальше разговоров дело не двигается.

Если на монгольской границе службы работают на въезд и выезд одновременно, то российские пограничники придумали термин «реверсивное» движение, то есть один сотрудник в вялотекущем режиме пропускает людей сначала в одну сторону, а затем в другую. Нет на российской стороне многих элементарных удобств, которые при многочасовых задержках становятся большой проблемой для пассажиров многоместных автобусов.

Первым сделать шаги

Это только верхний срез проблем. Прежде всего необходимо признать, что традиционная приграничная политика, используемая Россией с другими государствами, не приемлема по отношению к двухмиллионному населению Монголии. Объем визовых и таможенных поступлений в бюджет здесь несопоставим со стратегическим значением российско-монгольских отношений в Восточной Азии, роль которых во времени будет возрастать. Важно сделать реальные шаги в развитии российско-монгольского сотрудничества, даже в ущерб мизерным экономическим выгодам.

Некоторые предварительные выводы о геополитической и экономической ситуации в регионе заключаются в следующем:

1. Монголия в меру своих возможностей использует недостатки и достоинства своего географического положения между двух великих держав — Китая и России, привлекая внимание третьих стран, в первую очередь США, Японии, Кореи.

2. Основным экономическим приоритетом Монголии является освоение минерально-сырьевого комплекса и экспорт этой продукции за счет максимального увеличения налогообложения иностранных добывающих компаний.

3. Экономическому развитию Монголии препятствует нестабильность политической ситуации и финансовых обязательств перед зарубежными инвесторами.

4. Практически не используется стратегический фактор наличия огромных резервов продукции животноводства на самом густонаселенном континенте планеты.

При всех планетарных коллизиях стратегическим внешним партнером Монголии остается Россия, из всех пограничных государств России наиболее важным стратегическим партнером является Монголия.



А.К. Тулохонов, директор БИП СО РАН, чл.-корр. РАН









РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ