Что такое осень? Это яхты!

Последняя регата сезона: сюрпризы и испытания

На акватории Иркутского водохранилища с 24 по 26 сентября прошла традиционная ежегодная регата парусных яхт "Бархатная осень".

Эта гонка проводится с 1978 года и является своего рода подведением итогов уходящего сезона. Обычно дистанция не слишком сложна, и моряки шутят, что ходят в "Бархатную осень", чтобы отдохнуть. На этот раз все было по-другому. Расслабиться не давала погода.

То, что творилось во второй день гонки, впервые наблюдали даже самые опытные яхтсмены. Дождь и град тут ни при чем, все дело в ветре, который был настолько силен, что рвал паруса. Три яхты лишились своих спинакеров (передних парусов, поднимающихся при попутном ветре), а каждое второе судно ветер прихватывал так, что оно кренилось и бортом уходило в воду.

В морской терминологии это явление называется "броучинг". Представьте себе: порыв ветра хватает яхту с такой силой, что паруса начинают трещать, а сопротивление воды не позволяет корпусу развить нужную скорость, вследствие чего судно теряет управление и резко уходит вбок.

В такой ситуации единственный выход -- отпустить парус, но если это не удается, остается уповать лишь на то, что парус порвется. Если же и этого не происходит, то яхта вместе с экипажем неминуемо уйдет под воду. К счастью, "летальных" исходов не было.

Яхты класса "микро" сошли с гонки, ибо в такой ветер им выходить "в море" просто опасно. А на стартовом створе произошла настоящая авария. Яхта "Черная каракатица" на

полном ходу врезалась в борт "Синильги", сломав ей леера и пробив иллюминатор в гальюне, где в этом время находился матрос.

Впрочем, "Синильга", в отличие от "каракатицы", продолжила гонку. А вот "Черная каракатица" понесла гораздо больший урон -- у яхты на носу образовалась пробоина размером с ладонь, а от нее пошли трещины вверх и вниз по корпусу. Продолжать гонку в таком состоянии было невозможно.

Второй день закончился в бухте Девичья, где все яхты пришвартовались, чтобы переночевать и хорошенько отдохнуть перед финальной гонкой. Все капитаны тут же побежали к Игорю Павлову, единственному в Иркутске парусному мастеру, который

тоже был в регате, чтобы он посмотрел, что стало с парусами. А матросы ходили с большими глазами по берегу и делились друг с другом впечатлениями от пережитого.

Вечером был разведен большой костер, у которого моряки пели песни до глубокой ночи.

А на следующее утро экипажам яхт пришлось... очищать палубы от снега, выпавшего перед рассветом. А после -- опять вступать в борьбу со стихией, ничуть не утихшей со

вчерашнего дня.

И вот яхты снова начинает прикладывать к воде, ветер рвет и мечет, а волны захлестывают на палубу. Яхты "Виктория" и Freedom сходят с дистанции по техническим причинам -- ни экипаж, ни судна не готовы к таким погодным условиям. Остальные лодки успешно добрались до финиша.

Вечером наградить победителей приехал мэр Иркутска Виктор Кондрашов, который сам является яхтсменом и даже участвовал в этом году в нескольких иркутских парусных гонках.

Итак, среди двухмачтовых яхт лучшей оказалась "Диана". Кубок яхт класса "гидра" в очередной раз, как по традиции, взяла яхта "Невеста ветра". А в самом многочисленном полутонном классе, где было представлено больше всего яхт и где разгорелась самая ожесточенная схватка, победителем вышла та самая "Синильга", которая получила повреждения, но не сошла с дистанции. Надо заметить, что "Синильга" тоже регулярно

берет этот кубок.

Но настоящий фурор произвела яхта Silver Glow, которая не только заняла первое место в своем классе, но и стала первой в абсолютном зачете.

В этот же день награждали победителей другой регаты. Дело в том, что летом каждую неделю проводилось по гонке среди яхт полутонного класса. И по итогам всего лета лучшими гонщиками сезона стали члены экипажа яхты Gloria, они и получили

Кубок города Иркутска из рук мэра.

После награждения все участники общались на пирсе. Они стояли небольшими компаниями, и, проходя мимо, можно было услышать разные мнения о пережитом. Однако в главном все

сходились: такой "Бархатной осени" еще не было...

Ярослав Князев. Фото автора



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ