Ту-154: обыкновенное чудо спасения

В Коми начала работать специальная авиационная комиссия Росавиации, которой предстоит установить причины аварийного приземления самолёта Ту-154М в тайге. Сейчас командир экипажа севшего в тайгу лайнера Евгений Новосёлов, второй пилот Андрей Ламапов и штурман Сергей Талалаев дают показания комиссии, которая проводит свою проверку.

Напомним, 7 сентября самолёт Ту-154 выполнял рейс между аэропортами «Полярный» в Якутии и «Домодедово» в Москве. На борту находились 72 пассажира и девять членов экипажа. Через три с половиной часа полёта на высоте более 10 километров в самолёте произошёл отказ электропитания. По предварительным данным, на борту Ту-154М отказали сразу три из четырёх генераторов, вырабатывающих электроэнергию. В авиакомпании «Алроса», которой принадлежит лайнер, заявляют, что самолёт был технически исправен.

Экипаж произвел вынужденную посадку в недействующем аэропорту села Ижма. Взлётной полосы аэропорта (1,4 км) не хватило до полной остановки самолёта, который проехал еще 180 метров по лесополосе. Никто из 72 пассажиров и 9 членов экипажа не пострадал. Из самолёта людей эвакуировали по надувным трапам и разместили в спорткомплексе деревни Ижма. Позже пассажиров перевезли на вертолётах в аэропорты Ухты, откуда они вылетели в Москву, а экипаж отвезли в прокуратуру.

Четверых пилотов Ту-154, которые совершили аварийную посадку в тайге и спасли жизни 72 пассажиров и еще пяти членов экипажа, снова привезли на место происшествия – к борту самолёта в районе 250 метров от взлётно-посадочной полосы заброшенного аэродрома Ижмы. Представители МАК настояли на том, что пилоты должны присутствовать при расследовании обстоятельств инцидента. Сейчас прокуратура и «Росавиация» пытаются выяснить, по какой причине на высоте 10 километров в самолёте отказала электросистема.

Экипаж, лётевший этим рейсом, по словам родственников, является очень опытным. Командир корабля – 41-летний Евгений Новосёлов – начинал летать еще на «кукурузнике». Сейчас он один из самых опытных пилотов Ту-154. Все бортпроводники, летевшие вместе с ним, в авиации уже больше 15 лет. Бортпроводник Рифкат Низамов летает 35 лет.

Никакой паники на борту не было, потому что до последнего пассажиры не знали, что у самолёта неполадки и он ищет место для аварийной посадки. Когда командир увидел, что система выключилась и никакой связи с землёй нет, он понял, что самолёт придётся сажать «вручную». И объявил об этом экипажу. Чтобы не началась паника, пассажирам ничего не сказали. Надо отдать должное высококлассным бортпроводникам – они вели себя безупречно. Никто из пассажиров даже не догадался о ЧП. В салоне было тихо и спокойно до тех пор, пока он не стал снижаться. Тогда уже командир объявил людям об аварии.

Когда самолёт приземлился, по словам одной из бортпроводниц, все ахнули от увиденного: «Мы вышли и подумали, что попали в рай. Чистый, прозрачный воздух, леса, трава. Все сразу пошли грибы собирать, делать-то нечего было. Связи с диспетчерами не было. Если бы не местные жители, случайно увидевшие самолёт, пришлось бы пробыть там значительно дольше. А так сразу же подоспела помощь – «скорая», милиция, МЧС».

Жена штурмана Сергея Талалаева Ирина узнала о произошедшем из телевизора. «Муж позвонил, как он это обычно делает, когда приземляется, и обычно так сказал, мол, у них небольшая поломка, приземлились на запасном аэродроме, сегодня не жди. Специально так сказал, чтобы я не нервничала... А голос у самого такой убитый. Но я всё равно была неспокойна. А утром включила телевизор и услышала новости. У меня до сих пор шок! Сергей сказал, что они кружили, искали место, где сесть. Небо заволокло тучами, видимость была очень плохой. Связи с землёй нет, куда лететь – не ясно. Стали кружить над землёй, искать дорогу. А потом вдруг в одном из облаков образовалось маленькое оконце, в которое и нырнул самолёт. Подлетели ближе к земле, увидели этот заброшенный аэродром и стали садиться».

Официальный представитель Росавиации Владимир Извольский считает удачную аварийную посадку на весьма короткой для этого типа самолётов взлётно-посадочной полосе «уникальным случаем», а действия экипажа – героическими. Он не исключает, что после проведения расследования экипаж может быть представлен к наградам.

В компании «Мирнинское авиапредприятие» надеются, что совершивший уникальную посадку Ту-154 будет возвращен в эксплуатацию. По заявлению представителя авиакомпании, это будет сделано в случае, «если в силовых установках и несущих конструкциях самолёта не будет выявлено нарушений, а Минтранс даст соответствующее разрешение». А предприимчивые ижемские коммерсанты, надеясь на то, что лайнер приземлился в Ижме навсегда, уже строят планы использовать его под гостиницу или музей.

Между тем «эвакуировать» Ту-154М из Ижмы, где борт произвёл аварийную посадку, можно будет только по частям, считает замруководителя межрайонного следственного отдела на транспорте Северо-Западного СУ на транспорте СКП РФ Юрий Тимофеев. «Длина взлётно-посадочной полосы (ВПП) в Ижме просто не позволит самолёту взлететь. Если здесь она составляет порядка 1400 метров, то для взлёта-посадки Ту-154 необходима ВПП длиной 2300–2400 метров. Так что единственный вариант доставить воздушное судно на базу – разобрать его по частям».

Игорь МАЛИКОВ, заслуженный лётчик-испытатель, Герой России:

– Если все живы и здоровы, то весь экипаж надо обнять и расцеловать нежно. Я считаю, это верх мастерства! Садиться на короткую полосу – это, конечно, безрассудство. Но если у них отказали системы и это могло повлечь за собой катастрофическую ситуацию, то они просто молодцы.

Длина взлётно-посадочной полосы на аэродроме Ижмы составляет 1400 метров.

Ту-154 ни в коем случае не уместится в полосу такой длины. Ему 2500 хватает еле-еле. То, что они выкатились за полосу, это нормально в таких условиях. Посадить самолёт с неработающими бортовыми электросистемами весьма непросто. Если самолёт старый, то электроника не оказывает сильного влияния на системы управления – они, как правило, механические. А на современных самолётах типа А-330, А-340 все системы электронные. Помните, в Атлантику упал самолёт, в который ударила молния? Электронную систему управления можно сделать хоть десятикратно резервируемой, но всё равно – разразилась гроза, компьютеры «сошли с ума», и самолёт стал неуправляемым. В Ту-154 отказ электроники не мог существенно повлиять на систему управления. Но он мог повлиять на расход бака, его выработку и так далее. Если лётчики приняли решение садиться – они в соответствии с инструкцией всё делали правильно и грамотно, они понимали, что за этим стоит. Поэтому они потенциально герои, я считаю.

Иван ЛЕВАНДОВСКИЙ, заслуженный пилот СССР:

– То, что совершили лётчики, посадившие самолёт, можно смело назвать подвигом. Без приборов, без авионики, без топлива, которое не перекачивалось с крыльевых баков. Пробили облака, определяли горизонт с помощью стакана воды. Этот случай войдёт в историю и попадёт в учебники. Они совершили практически невозможное. Нашли случайную площадку, на скорости приземления 400 км/ч посадили самолёт без закрылков, и ни один человек при этом не пострадал. Это достойно высшей награды. Я ими просто восхищён. Я даже не представляю, как такое могло произойти. Сам отлетал около 28 лет на Ту-154. Не могу понять, как вся электроника сразу могла отказать. И даже не могу представить, как бы я поступил, окажись на месте этих пилотов. К Ту-154 нужно относиться «на Вы», поэтому к полёту допускают самых лучших пилотов. Очень интересно, какие причины аварии установит комиссия.

Владимир МЕДВЕДЕВ, заслуженный пилот России:

– Причины выполнения посадки – это одно, а сама посадка – уже совсем другое. Пока причины не установлены, не будем гадать. А вот экстренную посадку экипаж выполнил просто блестяще. Потому что в такой ситуации сесть даже на большом аэродроме очень сложно. А на старой, заброшенной, неподготовленной полосе вообще немыслимо! Тут можно сказать одно: лётчики просто герои. Ту-154 – прекрасный пассажирский самолёт. Единственный из русских самолётов, который был более удобен, – Ил-86.

«Тушка» очень хорошо зарекомендовала себя за долгие годы использования. Как с точки зрения комфорта, так и с технической стороны. И просто необъяснимо, почему могла произойти такая ситуация. Очень интересно будет узнать результаты экспертизы и причины произошедшего.

Михаил КОРНЕВ, депутат Думы Иркутска:

– Нам надо в первую очередь низко поклониться экипажу, пилотам этого злополучного рейса. И радоваться, что в нашей авиации ещё остались профессионалы, настоящие мастера старой школы, которые проявили мужество и сделали всё, чтобы спасти пассажиров. Это действительно подвиг. Обстоятельства и причины аварии сейчас выясняются комиссией. Предварительно было объявлено, что никаких технических неисправностей у самолёта не было. Но мы же прекрасно понимаем, что ничего просто так не происходит, особенно когда три из четырёх генераторов отказывают. Неполадки были. К сожалению, когда случаются авиакатастрофы, авиакомпаниям проще сослаться на человеческий фактор, чем признать то, что воздушное судно было изношено и непригодно для полётов.

Виктор ПАВЛОВ, директор ООО «Авангард-Секьюрити»:

– Экипаж рейса – просто молодцы, это действительно высший пилотаж, профессионализм и мужество. Потому что в такой ситуации нужно обладать колоссальной выдержкой, чтобы не впасть в панику самому и сохранить спокойствие пассажиров на борту. Пилоты действительно достойны государственных наград. Конечно, расследование причин этой аварийной ситуации должно пройти самым тщательным образом. Списывать всё на человеческий фактор здесь, наверное, нельзя, ведь понятно, что техника подвела и по причине неисправности пилоты были вынуждены садиться на этой «лесной» полосе. Вообще проблем в авиации сегодня немало: авиапарк порядком изношен, обучение лётчиков ведётся по другим стандартам, нежели в советское время. И решать их, принимать меры нужно на государственном уровне, в масштабах страны.

Подготовил Андрей ФЁДОРОВ.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ