"В Дашу Дмитриеву я вложила весь свой опыт"

Знаменитый тренер Ольга Буянова призналась, что все эти годы шла к Олимпиаде

Ольга Буянова, тренер по художественной гимнастике, — человек действительно легендарный. Победа Дарьи Дмитриевой на Олимпийских играх — 2012 в очередной раз доказала это. А ведь можно еще вспомнить Оксану Костину, Наталью Королеву, Наталью Липковскую... Несмотря на столь высокий профессионализм, на успешность, на блистательную карьеру, Ольга Буянова остается верна Иркутску и после соревнований, стартов, сборов спешит сюда — к семье, к родным людям, к друзьям, к своим ученицам, к Байкалу. Поймать Ольгу Буянову для интервью оказалось задачей непростой. Но конец года и начало января тренер проводила в Иркутске, ведь 9 января состоялось поистине знаменательное событие — открытие детской специализированной школы художественной гимнастики. Между тренировками наш корреспондент и встретилась с Ольгой Буяновой.

Эйфории после Олимпиады не было

— Ольга Владимировна, год был для вас насыщенный, удачный — это и серебряная медаль Даши, и другие ее победы, и женитьба младшего сына...

— Здесь трудно поспорить, у нас с Дашей было много стартов — 12, все прошли удачно. Даша стала четырехкратной чемпионкой мира. Основным стартом была, конечно, Олимпиада, к которой мы готовились почти 12 лет. В феврале будет 12 лет, как Даша у меня занимается, и все эти дни, месяцы и годы мы шли именно к Олимпиаде. Когда у меня появилась Оксана Костина, мне было всего 25. И Оксана лишь в 18 лет вошла в сборную команду России, стала чемпионкой мира. А Даша оказалась в зоне высших спортивных достижений уже в 15 лет, это сказался мой опыт, ведь в художественной гимнастике я нахожусь уже более 38 лет. Даше повезло, ведь она у меня уже четвертая чемпионка мира, и с каждой своей гимнасткой я получала уникальный опыт. Все, что я накопила, я в нее вложила. И этот путь она прошла намного быстрее и легче, чем другие мои гимнастки. Хотя продираться в сборную команду России все равно было сложно, особенно на первых этапах.

— Я понимаю, что невозможно выразить словами те эмоции, что переполняли вас после Дашиного выступления на Олимпиаде, но все же?

— Восторга дикого, эйфории не было. Как у любого профессионала своего дела, возникло желание работать дальше. Ну и моральное удовлетворение от всех этих мытарств, когда 12 лет ты не уделяешь внимания ни себе, ни семье, и когда все эти жертвы и испытания заканчиваются результатом — это здорово. Если бы победы не случилось, это не стало бы какой-то трагедией жизни, но было бы печально. Но раз я целенаправленно шла к этому результату, я его и воспринимаю как намеченный еще 12 лет назад. Даша — не только одаренная гимнастка, но и талантливая ученица, она впитывала мои уроки, интуитивно уже на первых порах выполняла все, как я хотела. Это тоже талант — талант ученика.

— Отношения между ученицей и тренером предполагают теплоту, близость?

— Конечно. В своих интервью и Даша, и Оксана называли меня второй мамой. Хотя я, наверное, больше мачеха — держу в ежовых рукавицах, кричу, заставляю. Мы же постоянно вместе, как тут без теплоты и близости? Оксана была девочкой благодарной, ни одного праздника не пропускала, и Даша такая же. Выражений благодарности было много и от других учениц. Может, мы детей так воспитываем, а может, такие дети подбираются — хорошие, воспитанные, благодарные.

Детская школа — главный проект

— Дарья Дмитриева — ваш основной проект, если так можно выразиться, на сегодня?

— Не только. Наконец-то мы добились в Иркутске открытия детской специализированной школы художественной гимнастики, это очень большое событие, такие школы есть только в центральной части России. И на сегодня мы являемся официальным центром подготовки сборной России. Наша школа открылась лишь 9 января, и уже сюда пришло 220 девочек в возрасте от 4 до 8 лет, они получают здесь запасы здоровья, энергии, женственности. И некоторые из них обязательно станут чемпионками. Директором школы стал мой муж Анатолий Буянов. В свое время он был прекрасным тренером по плаванию, показывал высокие результаты. Но 50-метрового бассейна, чтобы выйти на международный уровень, в Иркутске не было, и он решил помогать мне. Физическую подготовку моих гимнасток, которую все расхваливают, дает именно он. А также эмоциональную подготовку, он очень много работает как психолог, это его большой вклад как тренера. Он всегда много занимался с Оксаной, научил бегать и плавать Дашу. Сделать из них спортсменок (не просто гимнасток, а спортсменок) помог мне именно он. Он много и с удовольствием общается с детьми, они его все очень любят, большую помощь от него получают все. Когда мне придется уезжать на сборы в Новогорск, я буду спокойна, уверена, что в школе будут порядок и дисциплина.

Пока мы арендуем зал у «Байкал-арены». Надеемся, что со временем у нас появится свое здание. Еще до Олимпиады губернатор Сергей Ерощенко говорил о необходимости создания такой школы в Иркутске.

— Радует, что областные власти начали поддерживать этот прекрасный и красивый вид спорта...

— Губернатор у нас сейчас спортивный, он прекрасно и детально разбирается в спорте. Сергей Ерощенко понимает, что молодежь надо воспитывать и заполнять их жизнь спортом, чтобы не было разных негативных явлений, соблазнов. Он человек энергичный, с удовольствием общается с молодежью, а молодежь и спорт, на мой взгляд, неотделимы. Мы с ним провели 10 международных турниров по художественной гимнастике памяти Оксаны Костиной, он являлся генеральным спонсором и уже тогда вкладывал в детей душу и средства. Он очень хорошо знает, как я работаю, и мне, нашей школе отрадно чувствовать поддержку такого человека.

Человек живет, пока Бог дает развитие

— Сколько времени в году вы обычно проводите в Иркутске?

— Год на год не приходится, в прошлом была дома очень мало — 2—3 раза по неделе, но во время олимпийской подготовки это обычное явление. В месяц бывает 3—4 старта — Германия, Франция, после частых перелетов здоровья не хватает выносить шестичасовые перелеты в Иркутск. Очень много времени мы с Дашей проводим в воздухе.

— А где черпаете силы?

— Наверное, у каждого человека есть Божье предназначение, я живу — значит, я работаю, совершенствуюсь. И сейчас, сидя перед вами, я не считаю себя специалистом высочайшего класса, мне еще так многого надо в своей профессии достичь, постичь. Человек живет, пока Бог дает развитие. А когда развития нет? Я не знаю, что это за жизнь. Откуда силы берутся? Бог дает. Есть люди талантливые и ленивые, а есть талантливые и трудоспособные. Я очень много видела талантливых, но несостоявшихся тренеров. А мне муж сильно помог во всех отношениях, чтобы я могла раскрыть этот талант.

— Друзья ваших сыновей всегда отмечают ваш удивительный с Анатолием Буяновым брак, по-настоящему теплые отношения. Несмотря на более чем 30-летний стаж семейной жизни, между вами пульсирует живое искреннее чувство.

— Интересно в семье, когда есть о чем поговорить. У нас есть общее дело жизни, каждый из нас реализуется профессионально, и мы настолько заняты своей работой, что особо нет времени ругаться. А когда? Так как художественная гимнастика — это наше общее дело, то мы за него переживаем, и я, и он стараемся внести как можно больше. К тому же Толя — человек, который просто излучает добро, он без остатка себя расходует, и мне с ним очень легко.

— А как дети росли при такой фантастической занятости родителей?

— Я не знаю, повезло детям или нет, но над ними никто и никогда не сюсюкался, не было гиперопеки, и они выросли очень самостоятельными. Илья и Виктор получили высшее юридическое образование, это молодые люди с принципами, четкой жизненной позицией, не курят и не пьют. Папа их всегда так воспитывал — читать, тренироваться, учиться, настолько весь световой день был заполнен, что не до дури. Это его главный принцип воспитания детей — загрузить под завязку. В нашей семье все друг друга уважают, дети нас, а мы их. У нас уже и внучка подрастает, ей почти 4 года, очень развитая, бойкая, говорят — пошла в бабушку. Может, на следующий год она тоже придет в нашу школу и будет заниматься.

— Получается, вы абсолютно счастливый человек — занимаетесь своим любимым делом, признание есть, в семье все хорошо.

— У меня действительно все хорошо, я занимаюсь любимой работой, дети любимые растут, внучка подрастает, с мужем полное единение. У меня нет только одного — свободного времени, времени для себя. За все 40 лет работы у меня ни разу не было отпуска больше 10 дней, я не могу себе представить, как можно отдыхать месяц. Иногда бывают мысли — мол, я так устала! Как будто вековая усталость на плечи ложится. Переживать взлеты, потери, изматывающие тренировки бывает нелегко. Но отдыхать надо, и мы с мужем поняли, что единственный способ отвлечься от всего — это уезжать. Я очень люблю море и жару, я теплолюбивый человек. Обожаю байкальскую природу — в лес ли выехать, на пароходе ли по Байкалу прокатиться.

— Чего ждете от предстоящего года?

— Он тоже обещает быть насыщенным в плане соревнований. Мы с Дашей будем выступать на чемпионате Европы, затем в Казани на универсиаде — это, по сути, вторая Олимпиада. В августе в Киеве состоится чемпионат мира, где можно попытаться стать чемпионкой мира еще раз. И между этими событиями — 10—12 стартов. И, конечно, большие надежды я возлагаю на нашу школу в Иркутске. Предстоит много организационной работы, хочется собрать лучших профессионалов в своей сфере. Чтобы было кому продолжить и, может быть, повторить путь Оксаны Костиной и Дарьи Дмитриевой.

Алена Корк, «СМ Номер один». Фото Валерия Панфилова



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ