Иркутская гостиничная недостаточность

Иркутская область — дорогой регион во многих отношениях. В столице Восточной Сибири дорогое жилье в сравнении с сибирскими соседями, очень дорогой отдых (на две недели в Таиланд улететь дешевле, чем отдыхать на турбазах на Байкале) и очень дорогое проживание в отелях — опять же в сравнении со столицами регионов Сибирского федерального округа. Гостиницы и отели в Иркутске — все сплошь «три звезды» и выше. Цены тому соответствуют — найти что-то дешевле 3 тыс. руб. за номер весьма проблематично. Пока туристы ищут более демократичные способы проживания в Иркутске, представители местного гостиничного бизнеса утверждают, что рынок насыщен и установившиеся на нем цены — оптимальны.

Мест хватает!

В Иркутске в настоящее время действует 68 гостиниц, отелей и хостелов, номерной фонд которых составляет 2585 номеров. Единовременно в них могут разместиться 3929 гостей столицы Восточной Сибири, сообщает ВФ начальник отдела туризма и международной деятельности администрации Иркутска Ирина Урбанович. По данным компании «ДубльГИС», которая этой осенью провела масштабное исследование гостиничного рынка России, опросив 6 тысяч отелей, в Иркутске на тысячу жителей приходится 3,6 гостиничных номера. В Красноярске этот показатель равен 2,7, в Новосибирске — 2,4, в Улан-Удэ — 4, в Санкт-Петербурге — 5,1. Лидером рейтинга по этому показателю стали Анапа и Сочи, на третьем месте курорт Белокуриха — там на 1 тыс. человек приходится 22,7 номеров. Что касается цен, то средняя стоимость суточного проживания в иркутском отеле составляет 3,5 тыс. рублей. Стоимость этой услуги в Новосибирске находится на таком же уровне, в Красноярске — 3 тыс., Томске — 2,5 тыс., Чите — 2,7 тыс., Улан-Удэ — 2,1 тыс. рублей.

Статистика, которую собрал «ДубльГИС», открывает карты и показывает, кто есть кто на этом рынке. Иркутск занимает удивительную позицию: относительно небольшой город имеет в 1,5 раза больше номеров для размещения туристов, чем более крупные Красноярск и Новосибирск. Частично это можно объяснить магией притяжения Байкала (тогда понятным становится, почему так много номеров в Улан-Удэ), однако исследование велось именно по городам, а не по регионам, а туристы, которые едут посмотреть на чистейшее озеро планеты в Прибайкалье, чаще останавливаются в Листвянке и Ольхонском районе, а не в Иркутске. Руководитель иркутского филиала Российской гостиничной ассоциации и директор гостиницы «Империя» Екатерина Процентова вообще считает, что не надо ставить знак равенства между туристами, которые приехали на Байкал, и деловыми путешественниками: «Мы не Белокуриха, не курорт. Иркутск востребован как сильный деловой центр, как интересный для развития бизнеса город, а не только как ворота на Байкал. У нас много крупных компаний российского и даже международного уровня, поэтому бизнес-туристов в столице Приангарья много», — сообщила она в разговоре с корреспондентом ВФ.

Востребованность гостиниц определяется их наполняемостью. Среднегодовая наполняемость в Иркутске составляет примерно 35%, сообщила ВФ официальную статистику Ирина Урбанович. Екатерина Процентова конкретизировала эти цифры: для малых отелей оптимальная загрузка летом 75-90%, зимой 50-60%, в больших оте­лях с номерным фондом более 100 номеров летом занято около 50-60% помещений, зимой — 20-35%. «Уровень наполняемости гостиницы — это парабола, особенно в низкий сезон: поздней осенью, зимой и весной к нам в основном приезжают не с туристическими целями, а люди, путешествующие по делам. Они проводят у нас будние дни, к выходным многие из них уезжают. То есть среди недели наполняемость высокая, в выходные — низкая. Низкий сезон также выпадает на новогодние и майские каникулы и другие праздничные дни», — поясняет эксперт. Пик, конечно, приходится на лето: июль-сентябрь — это самые популярные месяцы для поездки в Иркутск, загрузка отелей доходит до 100%.

Такая же высокая наполняемость попадает на проведение различных деловых мероприятий, например Байкальского экономического форума. В это время номеров действительно не хватает, в остальные же месяцы местные гостиницы делят между собой имеющийся туристический поток.

Оптимально высокие цены

Среднюю цену проживания в гостинице, названную «ДубльГИСом», Екатерина Процентова также ставит под сомнение. По ее мнению, 3,5 тыс. рублей за сутки в среднем — это слишком много, вряд ли средний показатель превышает порог в 3 тысяч: около 20 отелей, которые составляют «костяк» иркутского гостиничного бизнеса, держат высокую стоимость, остальные заведения придерживаются более демократичных цен.

И рынок эти цены выдерживает, хотя приход в город международной сети, установившей на период вхождения демпинговые цены, заставил владельцев и топ-менеджеров гостиниц пересмотреть стоимость услуг в сегменте высшей категории номеров.

Ирина Урбанович также считает, что ценовая политика представителей гостиничного бизнеса в городе вполне лояльна и оправданна: «Когда мы говорим об услугах, а гостиницы предоставляют именно услуги, мы имеем в виду соотношение цены и качества. В формировании цены на номер в гостинице участвуют еще и такие показатели, как спрос, конкурентоспособность и затраты на содержание.

Если собственник отеля видит снижение загрузки, он регулирует это снижением цен. В нашем городе можно найти вариативное размещение», — уверена начальник отдела туризма и международной деятельности городской администрации.

«Вариативность форм размещения» в Иркутске создают немногочисленные хостелы и квартиры гостиничного типа — именно они разбавляют традиционные гостиницы и отели. По данным Ирины Урбанович, в городе официально зарегистрировано 8 хостелов, и такой вид размещения является перспективным для Иркутска. Менеджер отдела развития компании «Иркутск-хостел» Екатерина Усова полностью согласна с этой позицией: первый хостел компания открыла в 2010 году, сейчас под этим брендом в Иркутске действуют уже три заведения, а в 2013 году будет открыто еще одно в Листвянке — строительство объекта находится на финальной стадии. «У нас клиенты находят очень разные возможности размещения, — поясняет Екатерина Усова. — В общей сложности «Иркутск-хостел» имеет более 100 помещений. Это и проживание в многоместных комнатах, и квартиры гостиничного типа». На загрузку заведение не жалуется: в горячий сезон, с июля по октябрь, занято около 100% помещений, а в самые нетуристические месяцы, с декабря по февраль, загрузка колеблется на уровне 50-60%. Высокий процент наполняемости объясняется просто: цены «Иркутск-хостел» держит весьма демократичные — от 650 руб. за сутки проживания в многоместном номере и от 1,6 тыс. за отдельную квартиру с кухней.

Убийцы «красивого бизнеса»

Сколько в Иркутске частных квартир гостиничного типа, точно сказать не может никто — таких исследований нет. Однако Екатерина Процентова отмечает, что, по данным иркутских риэлторов, уже более 20% рынка гостиничных услуг занимают такие не вполне цивилизованные формы работы. «Мне встречается много объявлений, где написано, что посуточно сдают квартиры, цена составляет менее тысячи рублей в сутки. Иногда в эту цену входит также завтрак и обед! Это ужасающий демпинг, в таких условиях полноценным гостиницам, которые не просто пускают постояльцев на ночь, а предоставляют высококачественный сервис, работать крайне сложно. Гостиница — это красивый бизнес, который является еще и прозрачным: мы платим все налоги, предоставляем рабочие места жителям Иркутска, работаем над созданием положительного имиджа города перед гостями из других регионов и стран. Частники, которые просто сдают квартиры, не только всего этого не делают, они еще и ставят отельеров в условия выживания, ведь с их ценами мы конкурировать не можем. В Красноярске полноценные гостиницы уже выжили с рынка — там более 45% всех услуг предоставляют компании, сдающие квартиры в наем посуточно», — комментирует ситуацию Екатерина Процентова.

Несмотря на положительные тенденции в развитии гостиничного бизнеса и приход на рынок новых игроков, снижения цен на проживание ожидать не стоит: гостиницы должны обеспечивать свою жизнедеятельность, платить зарплату персоналу.

Екатерина Усова частных лиц, сдающих квартиры, конкурентами не считает — не тот уровень качества услуг, уверена представитель сети «Иркутск-хостел». «Цены у нас схожие, однако мы предоставляем клиентам полноценный сервис: уборка помещений, ресепшн, где смогут ответить на все вопросы клиентов или отправить их в какой-либо тур. Наши административные работники в обязательном порядке владеют английским — то есть мы спокойно принимаем иностранцев и помогаем им сориентироваться в нашем городе в любое время суток. Сервис в съемной квартире у частника сводится к передаче ключей из рук в руки — и все. Чаще всего туристов такое не устроит», — утверждает эксперт. Екатерина Процентова возражает: «Устроит, устроит, и не только туристов, но и деловых людей, ведь отчетные документы при этом выдаются государственного образца».

Новые места на левом берегу

Если загрузка местных отелей является оптимальной для всех участников рынка, нужны ли другие варианты размещения для туристов в городе? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Некоторые эксперты опасаются, что с приходом новых игроков на этот рынок стабильный поток туристов просто будет распределяться между большим числом гостиниц — с появлением в городе отеля сетевого бренда Marriott это и произошло. Постоянные гости захотели попробовать новое место, и давно действующие гостиницы, расположенные в одном районе с новым отелем, какое-то время ощущали на себе этот «отток».

Возможно, что с заходом в город новых гостиничных сетевых брендов — Ibis и Kempinski, которые активно интересуются Иркутском, произойдет то же самое — перераспределение имеющегося потока. Однако снижения цен на проживание точно не будет: гостиницы должны обеспечивать свою жизнедеятельность, платить зарплату персоналу. Максимум, какой эффект стоит ожидать от новых игроков рынка, — это повышение качества гостиничных услуг в Иркутске: конкуренция станет жестче, и отельерам придется бороться за клиентов посредством сервиса. Но делу поможет событийный календарь и перевод хороших и интересных мероприятий из разовых в традиционные, считают эксперты. «Здесь уже дело должно быть за культурными мероприятиями, спортивными чемпионатами, экономическими форумами, научно-практическими конференциями не городского или областного масштаба, а российского и международного уровня. Нам нужны значимые события, и они должны стать престижными — мы просто обязаны ставить перед собой такие цели», — утверждает Екатерина Процентова.

«В Сибири никто не может делать ставки только на отели «четыре звезды», хотя наличие таковых дает возможность проведения каких-либо значимых мероприятий. Нужна вариативность размещения, отели не только для бизнес-туристов, но и для других категорий путешественников. Гостиницы среднего ценового сегмента нужны гостям Иркутска. При условии, что данные средства размещения будут предоставлять качественные услуги, они, несомненно, станут востребованными и будут дополнять имидж нашего города в положительном смысле», — уверена Ирина Урбанович. Под средним ценовым сегментом эксперт подразумевает отели уровня «одна — две звезды» — их в Иркутске нет вообще. Собственно, официально свою звездность пока подтвердили только две гостиницы в городе: «Империя», ей присвоено три звездочки, с гордостью говорит Екатерина Процентов, с улыбкой указывая пальцем «на погоны», и отель «Сайен», получивший категорию 4 звезды в этом году. Но много других заведений, которые хоть и без официального подтверждения, но работают на уровне трех-четырехзвездочных отелей по довольно высоким ценам. Отели невысокого ценового сегмента (в среднем за 1,5-2 тыс. руб. за номер) в городе практически отсутствуют.

Екатерина Усова уверена, что спрос на отели категории lowcost в городе есть. Причем, по ее оценкам, нужны такие заведения не только в центре: «Наши «Иркутск-хостелы» сегодня работают в Солнечном, недалеко от Сибэкспоцентра, и в центральной части города — на Тимирязева и на Желябова. Если мы решим строить еще одну гостиницу в Иркутске, то это будет левый берег, в районе Студгородка. Это зона университетов, на учебу приезжает много заочников из соседних городов, иногородние едут на курсы повышения квалификации. Если центр в общем насыщен гостиницами с дефицитом именно бюджетных объектов, то в других районах города есть явная нехватка недорогих отелей при довольно стабильном высоком спросе на них».

"Байкал24"



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ