«После дождичка в четверг» -- диалоги о рыбалке в центре города

Если ночные клубы называют культурным заведением – значит, у горожан с культурой совсем плохо. А может, не совсем? Может, людям просто некуда сходить, чтобы по-настоящему культурно провести время? Или есть куда – но они просто об этом не знают?

Причем отдохнуть с пользой для ума – вовсе не означает застыть с одухотворенным лицом в филармонии или перед картиной в музее. Развлекаться тоже можно с умом! В числе таких «умных» развлечений – проект «После дождичка в четверг», который заработал нынешней осенью в одном из рыбных ресторанов Иркутска. Там поют песни и рассказывают истории, здесь можно почувствовать себя как «на рыбалке», не выезжая из города. Идея оказалась настолько проста, что, как сказал организатор проекта, бард Анатолий Борозненко, ее не придумывали – она просто жила!

-- Идея никому не приходила, она жила в сердце каждого нормального автора, исполнителя, барда. И Петрович Борис Чирков, мой хороший знакомый, он же – опытный ресторатор, однажды сказал: когда-нибудь мы с тобой сделаем такие вечера… на хуторе близ Диканьки, -- улыбается Анатолий,-- где будем петь бардовскую песню.

-- Барды, рыбалка, охота – это все взаимосвязано! -- вступает звукорежиссер Сергей, он же – барабанщик усольской группы «Мастер и Маргарита». На нем лежит непростая задача – выставить звук таким образом, чтобы всем было слышно, но не слишком громко, ведь побеседовать тоже нужно. В помещении – два зала: в одном играет музыка, второй – через стену, для тех, кто пришел сюда не ради нее.

-- На первый вечер, на открытие, мы пригласили замечательного барда, автора-исполнителя Павла Хорошутина, -- продолжает Анатолий, которого так и хочется назвать «человек, который был четвергом». – Мы с ним вместе рыбачили, охотились, да столько всего было в лесу, на природе, интересного. И, конечно же, гитара! И это все вписалось очень гармонично в атмосферу ресторанных посиделок. И тогда стало четко понятно, что здесь – мы на своем месте.

Можно много говорить о прелестях кухни, об уютной атмосфере, но этим могут похвалиться многие заведения. А вот песня, творчество, теплая атмосфера общения… Где все это взять зимой? Да, в Иркутске проходят бардовские концерты. Но все же этот жанр подразумевает… некую свободу передвижения, что ли. Захотел – пообщался, понравилась тебе песня – можно подпеть, а можно поделиться с другом – что же так затронуло сердце… На концертах разговаривать как-то не принято. А здесь – приветствуется!

Море историй, которые у всех у нас есть в запасе – о походах, кострах, рыбалке и так далее, и которые порой так кстати вспоминаются под песню, -- делись, пожалуйста! Ведущий даст микрофон, и пусть весь зал поулыбается. Вот, пожалуйста, песня про костер – и после нее ведущий спрашивает, нет ли у кого походящей истории в запасе? Байка про лопнувшую в костре банку тушенки, которую намеревались всего лишь подогреть, всех развеселила. А Анатолий Борозненко вспомнил невинное детство, когда он с друзьями поиграл в лесу со спичками (да, понимаем, что нельзя!). И доигрались ребята до того, что начался почти настоящий пожар. Прибыли машины, и пожарные, пока тушили лес, не сразу догадались спросить: а что тут делают пацаны? А когда наконец спросили, те, ничтоже сумняшеся, ответили, что примчались бороться с огнем! За что юные «пожогщики» получили грамоты и устную благодарность.

А почему именно четверг, а не более «рыбный» день для заведений – например, пятница? Да потому, что в СССР рыбный день был – четверг! Да и поговорка «после дождичка в четверг» -- словом, этот день особенный.

-- Иркутск, конечно, не город-миллионник, -- продолжает Анатолий, -- чтобы гарантированно обещать: да, каждый четверг ресторан будет заполнен! Но за те два месяца, что существует наш проект, пустых вечеров не было! Это можно сравнить с атмосферой популярной некогда передачи «Белый попугай» -- кто-то споет, кто-то расскажет анекдот или историю. А если под все это можно заказать водочку-селедочку, или вкуснейшую нельму, чир… Словом, всем понятно. И когда от музыки и хорошего общения появляется эйфория, тогда человек «прирастает» к этому месту.

-- Вот люди «прирастут», а потом все раз – и закроется… Сколько таких проектов было.

-- Не спорю. Были бард-кафе – «Менестрель», «НЭП», где пели бардовскую песню, проекты зарождались, потом умирали, и бедные барды маялись среди всех этих ресторанных ценителей бардовской песни. Менялось руководство – отмирала и идея. Борис Чирков – человек, которому можно доверять. Те места, где Петрович, не закрываются!

-- И то, что мы на природе не договорили, не допели, не допили когда-то – мы все переносим сюда! – улыбается Борис Петрович, -- пусть наш костерок ненастоящий, бутафорский, но… когда мы с друзьями берем гитару, пускаем по кругу, и стихи можно почитать – это все уже настоящее.

Да, костерок в углу зала тут и правда есть. Такой… «игрушечный»! Он, конечно же, не горит, просто сложен для антуражу, вокруг него расставлены складные стульчики, которые мы берем с собой на природу. А рядом – человек с гитарой. Конечно, когда «водочка-селедочка» -- хочется не только слушать, но и самому поучаствовать, не так ли? Однако петь надо тоже «с умом». И для того, чтобы посиделки не превратились в «песенный разброд», и нужен ведущий: он объединяет зал и гостей проекта, вот эту «полянку» с костерком -- с залом. Если кто-то неплохо поет, то можно поговорить с ведущим заранее, и отчего не блеснуть своим исполнительским талантом? Даже если в среде музыкантов вы – человек совсем новый. Сегодня человек с гитарой – это Роман Стрельченко, известный исполнитель, организатор и душа любого музыкального мероприятия. Минус у этого заведения один – расходиться не хочется! Но… ведь впереди будут еще четверги, не так ли?

Ника Песчинская

Фото из архива Анатолия Борозненко.

"Байкал24"



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ