В конце прошлого года в Иркутске состоялся форум бурятского народа Прибайкалья. Его основной темой стало современное состояние национальной культуры и языка. Главным докладчиком выступил директор областного Центра сохранения и развития бурятского этноса Александр Амагзаев. О проблемах и перспективах бурятского Прибайкалья он рассказал в интервью газете «Областная».
– Ваш этнический центр вот уже три года проводит национальные мероприятия в регионе. В ходе этой организационной работы ваши сотрудники оценивают состояние бурятского этноса и выявляют множество проблем…
– Мы анализируем аспекты национальной культуры, языка и традиционного ведения хозяйства. Отдельно обращаем внимание на молодежь, особенно ту, которая проживает в деревнях и селах. И на сегодняшний день можно констатировать: культура бурятского этноса в Усть-Ордынском Бурятском округе сохранилась – там есть сильные творческие коллективы, проводятся традиционные мероприятия. А вот по области ситуация неоднозначная.
К примеру, Ольхонский район мы считаем уникальным, поскольку это единственная территория в регионе, где бурятское население преобладает в количественном отношении. Между тем сегодня там наблюдается упадок национальной культуры. Чтобы переломить этот процесс, мы еще в 2008 году открыли в поселке Хужир школу по обучению игре на бурятских музыкальных инструментах, и вот сейчас там создается ансамбль.
Практически исчезла бурятская национальная культура в Нижнеудинском районе, да и бурят там сегодня всего 70. Теплится надежда на возрождение этноса в Заларинском и Братском районах. В Качугском районе осталось лишь 250 бурят. Люди уезжают в Москву, на запад, в Бурятию, некоторые – в Монголию.
– А как в области обстоит дело со знанием бурятского языка?
– Мы его утрачиваем. По статистике, им в Приангарье владеет только 28% бурят. А чего еще ожидать, если уроки бурятского языка есть только в школах округа, Ольхонского района и селе Одинск Ангарского района.
– Интересно, а в иркутских вузах на курсах бурятского языка учатся только этнические буряты?
– В некоторых группах преобладают представители других национальностей: таджики, русские, украинцы, белорусы и китайцы. Их позиция по данному вопросу такова: живя на территории, где буряты – коренное население, я должен знать язык; если я буду знать язык, то буду знать традиции и обычаи. К сожалению, сами буряты сегодня пренебрегают языком, забывая, что в нем скрыт код духовности этноса. И именно поэтому многие из нас сегодня утрачивают морально-нравственные устои.
– Раньше шаманы были духовными лидерами бурят, они прививали им основы нравственности. В каком состоянии сейчас находится шаманизм в Приангарье?
– Мы занимаемся его возрождением и развитием. Год назад был создан совет шаманских общин. Вы правы, раньше благодаря шаманам наша молодежь воспитывалась в уважении к старшим, хорошо знала своих предков, покровителей рода. Во многих семьях сегодня это утрачено. Надеюсь, что современные шаманы смогут это возродить. Шаманизм ведь – не просто наша традиционная религия, в нем заложена народная философия. Мы верим в своих предков, а если ты знаешь свой род, свое племя – значит, ты чувствуешь себя частью народа.
– Неужели современной молодежи шаманизм будет интересен?
– Проведя три больших тайлагана, мы обнаружили, что наша молодежь начала активно учить бурятский язык, потому что ничего не поняла в обряде и почувствовала необходимость познать его смысл. И по иронии судьбы подтолкнуть ее к этому должно наше поколение – детей 1950-х годов рождения, как раз того периода, когда в школах отменили бурятский язык.
– На одном из форумов бурятского народа Прибайкалья много говорили об издании учебников, адаптированных к современному варианту бурятского языка.
– Действительно, у нас – западных бурят, язык за последние десятилетия претерпел существенные изменения и впитал в себя много русских слов. Поэтому на прошлом форуме мы приняли резолюцию – издать адаптированные к современному языку учебники. Однако эту резолюцию мы не выполнили, так как поняли, что должны сохранить классический бурятский язык, ведь иначе мы перестанем понимать других бурят. И потом на кафедру бурятской филологии ИГУ человек, который учил современный язык, уже не поступит.
– Многие ли буряты связывают свою профессию с родным языком?
– В большей степени на факультет бурятской филологии поступают школьники из Усть-Ордынского Бурятского округа, много ребят приезжает из Забайкалья и Агинского Бурятского округа. Между тем есть большая проблема с трудоустройством. Куда сегодня идти выпускникам? На рынок торговать мясом?
– Какие проблемы есть сегодня в хозяйственной деятельности бурятского населения?
– Очень немногие жители деревень берутся оформлять землю в собственность. По округу почти на 90% земля не приватизирована. И проблема тут в усложненной процедуре оформления. Чтобы собрать все необходимые бумаги, нужно десять раз приехать в областной центр. И как в таком случае быть старикам, проживающим в отдаленных деревнях округа?
– Я слышала, что какое-то недоразумение вышло с бурятскими охотугодьями?
– Это специфическая проблема. Не секрет, что буряты – традиционные охотники. И если раньше в округе близлежащие к поселкам леса закреплялись за обществом охотников или сельсоветом и чужих там не было, то сегодня никаких ограничений нет – любой человек может взять в аренду сколько угодно леса. Особенно это актуально для Баяндаевского района, где коммерсанты ставят шлагбаумы и начинают грозить деревенским: вы в наш лес не ходите.
– Один из «круглых столов» форума был посвящен взаимодействию вашего центра с другими национально-культурными объединениями Иркутской области. Почему возникла такая необходимость?
– Я считаю, что все национальные культуры региона связаны в своей основе, поэтому мы должны развиваться вместе. На сегодняшний день у нас в районах создано 16 автономий, в названии которых значится «бурятская культурная». Но ведь в этих деревнях и поселках не только буряты живут. И лично я за то, чтобы бурятские автономии перерегистрировать в национальные. Мы считаем, что наш областной Центр сохранения и развития бурятского этноса должен стать общей базой для развития других центров. Бурятская национальная культура будет плодотворно развиваться, и мы приглашаем к диалогу национально-культурные объединения, ведь вместе мы добьемся большего.
Автор: Елена Орлова
Фотограф: Николай Рютин