«Новая Бурятия» продолжает цикл публикаций, посвященных развитию восточных регионов России. Восточная Сибирь и Дальний Восток – перспективные территории с большим экономическим потенциалом. Однако для их развития необходимо особое внимание и более масштабный поход.
Пока же в восточных регионах не достигаются запланированные ключевые экономические и социальные эффекты, поскольку отсутствует выстроенная система управления, нацеленная на конечный результат. Подобную систему – государственную корпорацию развития восточных регионов – предложил создать президент РФ Владимир Путин. Известный политолог, профессор, доктор исторических наук Эрдэм Дагбаев считает, что сами регионы не в состоянии добиться интенсивного развития, поэтому им нужна массированная государственная поддержка.
- Какова, на Ваш взгляд, социально-экономическая ситуация в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке и в республике, в частности, насколько она критична с точки зрения миграционной и инвестиционной политики?
- В целом социально-экономическая ситуация в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке относительно центральных районов страны, конечно же, хуже. И это, пожалуй, является не только общепринятой экспертной оценкой, но и мнением жителей восточной части России. По основным параметрам социально-экономического развития большинство регионов этих территорий традиционно находятся в нижней половине любых рейтингов.
Такое положение имеет объективные причины – периферийное расположение восточных регионов не позволило им в советские времена догнать по уровню развития центральные. Есть и субъективные причины – в постсоветский период центральные власти, образно говоря, мало обращали внимания на создание мощной индустриальной и социально-экономической инфраструктуры. И не случайно именно из Сибири и Дальнего Востока в последнее время наблюдался наибольший миграционный отток населения.
- Должно ли государство занимать активную позицию в вопросах развития регионов или оставлять данный вопрос на откуп территориям? Способны ли регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока, и Бурятия – в частности, самостоятельно справиться с назревшими проблемами?
- Это положение могут исправить только экстраординарные меры. В этой связи государство просто обязано занять самую активную позицию в развитии Восточной Сибири и Дальнего Востока. Иначе Россия сама не сможет сбалансировано развиваться. Страна «потеряет» Сибирь и Дальний Восток в том смысле, что эти бескрайние территории, малолюдные и неосвоенные, превратятся в неполноценный сырьевой довесок.
Отдача собственного развития на откуп самим территориям будет означать недальновидность государственной политики, потому что своими силами и ресурсами эти регионы не смогут преодолеть хроническое отставание. Нашим регионам необходим более короткий путь прогресса, более высокие темпы экономического развития, чтобы преодолеть диспаритет в экономическом развитии с центральными регионами. Сибирским и дальневосточным регионам не хватает финансовых и иных ресурсов для дальнейшего экономического освоения огромнейших территорий. В этой связи экономическая помощь федерального центра, организация благоприятных условий для развития, инвестиции из центра и из-за рубежа крайне необходимы.
- Какой формат реализации комплексной федеральной программы по развитию территорий Восточной Сибири и Дальнего Востока представляется наиболее оптимальным с точки зрения оперативного решения проблем?
- Более целесообразным выглядит программно-целевой подход в развитии сибирской и дальневосточной территорий. Поскольку он позволит реализовать наиболее важные проекты в экономической и социальной сфере. В настоящее время действуют программы среднесрочного и дальнесрочного развития территории. Однако, видимо, только реализации этих программ недостаточно по многим причинам, в том числе и из-за дефицита финансовых средств.
Активно обсуждающийся в обществе вопрос о создании государственной компании развития Сибири и Дальнего Востока очень важен. Госкомпания способна, на мой взгляд, восполнить пробел, связанный с обеспечением координации усилий по развитию восточных территорий, аккумулированию достаточных финансовых средств, привлечением инвестиций и так далее. И в этом случае госкомпания будет способна отстроить приоритетность развития восточных территорий, централизовать ресурсы в одних руках. Кстати, привлечение только крупных частных финансово-промышленных групп не сможет гарантировать четкую и отлаженную работу по развитию регионов, а также соблюдение общественных интересов.
Однако, как на деле будут выглядеть механизмы функционирования госкорпорации, пока не совсем ясно. Очень важно, чтобы в нем были предусмотрены меры по защите и сохранению природной окружающей среды, то есть были учтены экологические факторы, вопросы учета общественного мнения, согласования с местными органами власти. В этой связи необходимо определять приоритетные инвестиционные проекты, которые будут способствовать социально-экономическому развитию региона. А также активно участвовать в конструктивном обсуждении разрабатываемого проекта госкомпании или иного института интенсивного развития территорий Сибири и Дальнего Востока.
Александр Михайлов, «Новая Бурятия»