Апгрейд пространства до версии 3.0

В первые о проекте «Томск 3.0» заговорили в стенах одного из арт-кафе города еще в ноябре прошлого года. На встречу с неравнодушной общественностью, которую не без претензии на креативность назвали «Мы сваливаем. Иммиграция в Томск 3.0», из Москвы прибыл главный идеолог проекта — председатель Общественного совета Минздравсоцразвития России и эксперт в сфере городского пространства Сергей Градировский. Тема многих зацепила. Уже тогда присутствующие предложили ряд проектов по созданию городской среды нового образца. В нынешнем году к инициативе подключилась мэрия Томска и Томский государственный университет (ТГУ). Под идеей появилась вполне осязаемая почва, а 23 марта мэр города Николай Николайчук официально представил новый проект как одно из приоритетных направлений работы своей администрации.

Город параллельных измерений

Что такое Томск в версии 3.0, общественность поняла далеко не сразу. Идеологическую компоненту пришлось объяснять буквально на пальцах. «Когда я приезжаю в Томск, я вижу сразу три города, три параллельных пространства, одно рядом с другим, причем каждое живет своей жизнью, — говорит Сергей Градировский. — «Томск 1.0» — город ностальгический. Это Томск, представленный деревянным зодчеством, храмами, теми старыми зданиями университета, которые создавали талантливые архитекторы. Этот город медленно разрушается, но именно он так хорош для пеших прогулок, именно он обладает высокой эстетикой и поэтичностью». «Томск 2.0», по мнению Градировского, — это город индустриальный, который занимает сегодня почти все пространство: развязки, дороги, заводы, панельные микрорайоны. Следующее измерение — это «Томск 3.0». Город, который будет отражать определенный экономический уклад, самые последние достижения технического прогресса, и, одновременно будет максимально чувствителен к человеку, сомасштабен ему».

Сергей Градировский сознательно отстраняется от постмодернистского толкования новой концепции. Здесь все по-другому. В его понимании будущее (и не только Томска) будет связано с возрастающим объемом фриланса — свободного времени, проводимого человеком в городе как специально под это «ничегонеделание» заточенной среде. Она будет обладать еще большей мобильностью, характерным непрерывным образованием (в том числе и тех, кому за пятьдесят), и главным образом — перманентным получением дополнительных компетенций. Люди начнут жить с другим отношением к экологии, увеличится продолжительность жизни, станет реальностью тяга к умным дорогам и умным домам. Да и городское самоуправление начнет постепенно двигаться в сторону тотальной компьютеризации — того, что сегодня называют «умным городом». Соответственно возрастет и демократичность в принятии решений, касающихся городской жизни.

Исходя из этого в городе все больше будут востребованы сервисы, которых сейчас еще нет или они находятся в зачаточном состоянии. Это могут быть как мобильные, так и офлайновые проекты, делающие жизнь в Томске комфортнее. «Есть люди, которые готовы их развернуть, но им нужна помощь, — констатирует Сергей Градировский. — Отсюда проект «Томск 3.0», в котором центральное место займут Сити-инкубатор и Проектная мастерская, где будут учить проектированию не в архитектурном смысле этого слова, а социокультурном».

Основополагающий документ «Томск 3.0», излагающий ценности и принципы проекта, а также описывающий этапы его реализации, появится к началу лета 2012 года. Затем мэрия с позиции представления о «Городе 3.0» начнет выставлять требования к ключевым инфраструктурным начинаниям, которые будут разворачиваться в Томске. Этот этап можно назвать процессом стандартизации и нормирования. При этом новый проект будет активно коррелировать с основной концепцией развития города «ИНО Томск-2020», поскольку создание центра инноваций, науки и образования мирового уровня немыслимо без ответа на вопрос «Как сделать Томск комфортным?».

Ответы лежат в одной плоскости. Как считает Николай Николайчук, нужно вернуть людям веру в то, что они могут менять город своими руками, что все преобразования могут быть человекоразмерны — на расстоянии пешеходной досягаемости. Собственно для материализации этого ощущения, например, и будет создан Сити-инкубатор, где каждый житель Томска, чья активность обращена на городскую среду, сможет попробовать реализовать свою идею. В городе также планируется создание современного арт-кластера для желающих изменить в лучшую строну культурный ландшафт пока еще индустриального Томска. Еще одно направление — формирование «цифрового города», через который будет выстраиваться сообщество, осуществляющее контроль над средой. Естественно, в отдельное направление будет выделена городская эстетика, цветовые решения, флористика. И наконец, самое главное — должна поменяться роль университетов, пропитывающих своей аурой город.

Идеологи проекта считают, что для удачного старта «Томск 3.0» и его успешной реализации университеты должны открыться городу, а город должен зайти в университеты. Вузы должны взять на себя ответственность за городской климат, ландшафт и городскую эстетику. Пока этого не происходит.

Есть студенческие кампусы — островки в городе. Но университетский город должен сам по себе быть единым кампусом со всеми причитающимися сервисами, возможностями и обременениями. «Сложившемуся за 100 лет уникальному научно-образовательному комплексу Томска требуется новый импульс, — считает Сергей Градировский. — Сегодня Томск в полной мере не является той средой, в которой появляются и сберегаются гении. Придать такой импульс может и обязано городское сообщество. И если сегодня идет речь о формировании новой городской среды, то наша общая задача состоит в том, чтобы создать такое пространство, в котором людям будет комфортно жить и получать новые знания».

Действительно, университеты — своеобразный «козырь в рукаве» города, поскольку именно они питают его живительными токами студенческой активности. «Участие университетского кластера в процессах адаптации города к проекту «Томск 3.0» нельзя недооценивать, — говорит один из идеологов проекта профессор ТГУ Эдуард Галажинский. — Формирование новой урбанистической среды в принципе невозможно без особой роли университета. Правда, модель интеграции университета и города еще предстоит отработать. В частности, судя по опыту прошлогодней деловой игры «Креативный город», проводившейся на базе ТГУ в рамках форума INNOVUS, Университету можно отвести роль площадки, сопрягающей интересы городских стейкхолдеров и носителей студенческой субкультуры».

Именно поэтому ТГУ выступил одним из инициаторов реализации проекта «Томск 3.0», преследуя одну важную задачу — создание модели интеграции университета (а в перспективе — всех томских университетов, и так уже объединившихся в консорциум) и города, поскольку в отношении этой связки ситуация складывается действительно уникальная. С одной стороны, университет укоренен в город и интегрирован в городские процессы, с другой — он является федеральной структурой, в которой многие — от студента до ректора — могут подняться над местячковыми интересами ради большой общей цели. «Это не просто население, это активные группы, которые хотят участвовать в изменениях, — отмечает Эдуард Галажинский. — Поэтому университет может стать площадкой для обсуждения. Важно открыть границы университета».

По мнению члена экспертного совета Агентства стратегических инициатив Петра Щедровицкого, для того чтобы создать инновационное экосообщество, необходимы историческая преемственность и лица, на которые можно опереться, меняя среду. В Томске есть и то и другое. Если идеологи проекта не утратят своего боевого энтузиазма, а томичи воспримут его как реальный шанс сделать город лучше, то вскором у Томска вполне есть шанс прыгнуть в то недалекое, как говорят социологи, когнитивное будущее и задать вектор изменения настоящего.

Автор: Владислав Михайлов.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ