Остров Русский в будущем может стать туристической Меккой

Лекция «Новый остров Русский: изменения после саммита» прошла 21 ноября в публичной библиотеке имени М. Горького во Владивостоке.

Главным организатором встречи выступила библиотека им. Горького при участии Владивостокского диггер-клуба (ВДК). За два часа лекции его директор Артур Романенко вместе с коллегой, руководителем секции подводных исследований Общества изучения Амурского края Романом Фадеевым рассказали о больших изменениях, произошедших на острове Русском после завершения строек саммита АТЭС.

По словам Артура Романенко, после открытия моста на остров его военно-исторические памятники (в основном в виде давно заброшенных сооружений) испытали огромную нагрузку из-за нахлынувших туда отдыхающих и любопытствующих, а единственный музей острова — Ворошиловская батарея — неожиданно стал самым посещаемым музеем во Владивостоке.

— По моим подсчетам, в первые дни после открытия моста на Русский, Ворошиловскую батарею посещали более 200 человек в час, и конечно два оставшихся на батарее штатных экскурсовода не справлялись с такой нагрузкой, — рассказал Артур Ильсурович.

Ажиотаж был настолько сильным, что сотрудникам пришлось вешать табличку на въезде с указанием времени работы батареи (до 17:00). Несмотря на это, очень часто перед закрытием сотрудникам приходилось искать всех «потерявшихся» на территории музея. Иногда поиски заканчивались поздним вечером. Сейчас музей напрямую с группами не работает: попасть на экскурсию можно только по предварительному заказу.

Другая проблема — массовое сокращение среди работников музея батареи.

— Ворошиловскую батарею до 9 мая 2012 года обслуживали 12 человек. При прошлом министре обороны затеяли реорганизацию военно-морских музеев страны и на батарее сократили всех сотрудников, кроме четырех, из них двое — экскурсоводы. Сегодня здесь некому работать, а что будет дальше, точно сказать сложно, — отметил Артур Романенко.

Примечательно, что интерес к объектам Владивостокской крепости повысился не только у туристов, но и у властей. На многих фортах провели ремонт, инициированный филиалом Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры в ДФО.

Однако многие любители исторических фортификаций посмотреть на изменения не могут: несмотря на масштабные стройки Русского, большая часть острова труднопроходима. Современных дорог до 2008 года не было. Все дороги острова (279 км) построены еще до 1910 года военными строителями, небольшие участки расширяли в 40-х годах. Дороги эти грунтовые, многие давно не ремонтировались, поэтому до большинства фортов можно доехать далеко не на любой машине. Кроме этого, отсутствие указателей тоже не облегчает возможность добраться до исторических мест.

Между тем, на острове есть на что посмотреть. Здесь расположено 93 фортификационных сооружения. Многие из них уникальны.

Роман Фадеев надеется, что возможно ситуация с музейным делом на острове улучшится:

— Все музеи, находящиеся в ведомстве Министерства обороны, бывший министр планировал передать Министерству культуры. Сергей Шойгу пока приостановил все сердюковские инициативы. Надеюсь, к этому вопросу он отнесется с большим пониманием, ведь Шойгу — президент Русского географического общества.

В завершении встречи всех любителей военной истории ждал приятный сюрприз. Артур Романенко с гордостью сообщил, что найден уникальный корабль русской эскадры — миноносец № 208. Во время Русско-японской войны он подорвался на японской мине у острова Скрыплева.

— Корабль искали 107 лет и спецназ, и флот, и общественные организации. Но нашел его 28 июля этого года (на глубине 32 метров), исполнив мечту своей жизни, мой друг и коллега Роман Фадеев, — поделился Артур Романенко.

Эта новость вызвала в зале гром аплодисментов. В заключение участники встречи увидели уникальные кадры процесса исследования затонувшего корабля, впервые показанные широкой аудитории.

"Байкал24"



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ