Михаил Юровский давно уже пишет интересную книгу. Про шаманов. Общается с людьми, собирает материал, суёт свой нос туда, куда многие побоятся засунуть. Открывает двери, которые для большинства закрыты. Но пишет пока в стол. Мы публикуем небольшой отрывок этого труда и надеемся, что книга обязательно будет дописана, непременно отредактирована, издана, станет бестселлером – и наша редакция получит подарочный экземпляр.
Тот, кто ЗНАЕТ
Есть в нашем в лексиконе слова – а за словами и действия, которые, не скажем вам за всю Россию, но нам, сибирякам, близки и понятны без объяснений. Мы бурханим. Мы частенько бежим на кухню «пошаманить быстренько что-нибудь» к чаю. А если во время студенческих сессий видим торчащие в форточках окон руки с зачетками, понимаем, что это будущие спецы «шаманят халяву», – хотя, пожалуй, халяву пытаются ловить по всей России. Но вот настоящие шаманы – это только у нас, в Сибири.
Есть, конечно, шаманы и в других краях – древние шаманские техники вообще известны во всех уголках мира, и они поразительно схожи между собой. Но общепризнано, что сибирские шаманы как никто другой обладают поистине сверхъестественными способностями. Говорят даже, что они могут вселяться в других людей или животных, чаще всего – орла, совершать чудесные исцеления, могут предвидеть, прорицать и предсказывать. Шаман – «это тот, кто знает», в переводе с эвенкийского.
Легко ли стать шаманом?
Судите сами. «В тот момент я чинил крышу коровьей стайки в Еланцах, сорвался, упал, вывихнул руку, попал в больницу, впал в забытье. Сначала я почувствовал жуткую боль – это мой дух отделился от тела. Я познал свою анатомию – отрывался от каждой косточки, от каждой мышцы, от каждого сухожилия. Самое странное было видеть себя со стороны. Вышел за пределами нашего мира, в том непонятном духовном мире задают сотни вопросов, и сотни ответов говорит моя совесть. Все наши злые и добрые дела не скрыть нам от нашей совести – сознания. Некие бесформенные сущности из мха-лишайника стали жевать меня, а потом сложили [духовные] кости – и отправили обратно обновлённым. Там был момент, что я видел яркий белый свет, не обжигающий глаза, чувствовал и знал, что там [в этом свете] – океан знаний и бесконечной мудрости». Так произошла одна из встреч с духовным миром у самого видного шамана Прибайкалья Валентина Хагдаева – известного историка, этнографа и… шамана. «Самые терпеливые и миролюбивые люди на земле – шаманисты, – говорит ольхонский шаман Хагдаев, автор книги «Шаманизм и мировые религии»… Природа – наш дом: Солнце, Луна и звездное Небо – все, что дано человеку от рождения. Молитесь – и будете услышаны».
Шаманом может стать только тот, кто способен осуществлять связь между миром людей и духов, с Природой – как единым Божественным Храмом. Гармония с Природой и её духами – его привычный образ жизни. «Просто надо понять, что вокруг все живое, одушевлённое. Большой грех наносить природе какой-либо вред», – так учат шаманы. В деятельности шаманов – опыт тысячелетий, колоссальный опыт, сохранивший некое сокровенное знание, базу, из которой вышли все народы.
«Призываются» к шаманству между 6 и 50 годами, чаще всего – приблизительно в 20 лет. Если в человеке заложены мистические способности, это распознаётся легко: будущий шаман отличается от окружающих необычным поведением: становится мечтательным, ищет уединения, бродит по лесам и безлюдным местам, имеет видения, поет во сне и т. д. Будущий шаман должен пройти школу подготовки у старого опытного шамана. Прежде всего, обучались умению «переходить из мира в мир», то есть передвигаться в пространстве силой своего воображения. Учёба могла длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.
Вообще же шаманская практика – это бесконечный процесс познания, от одного – к другому. Главная заповедь шамана – безотказность. Если люди просят о помощи, она должна быть оказана шаманом при любых условиях.
«Духи же – это спецназ Всевышнего»
Бывший работник прокуратуры шаманка Инна, имеющая четвертую ступень посвящения, занимается в основном снятием родовых проклятий. У бурят раз в году проводится снятие всех сглазов и порчи. В основном, говорит Инна, она работает с родовыми проблемами людей. Очень редко бывает сглаз. А вот сестра Инны, тоже шаманка, Хадия практикует излечения.
– Сам обряд представляет собой созывание духов. Видели у меня колокольчик в рабочем кабинете? Прежде всего призываем покровителей своего рода. Мы их слышим, мы их часто и видим. Как чуем, что они спустились, – встречаем их чашами с водкой, с молоком. Говорим с ними, радуемся им. Они взамен на наше к ним отношение даруют нам помощь и покровительство в личных делах. Помогают они снять порчу, родовое проклятие, венец безбрачия. У кого-то дороги жизни закрыты: ни жениться, ни замуж выйти, ни работу нормальную найти не могут. Всегда точно озвучиваем ту проблему, с которой пришел к нам человек. Во время этого в ритуальной чаше «тахши» горит костер, по пламени можем решить, как принимают духи наше к ним обращение.
Бурятский шаман Маха (на санскрите значит – «великий») говорит:
– Духи же – это спецназ Всевышнего, они появляются в чьей-то жизни лишь для того, чтобы подправить кому-то его бестолковку. Видимо или невидимо. В первом случае все заканчивается безумием – ибо с ума сошедшие видят их, а во втором начинается череда несчастных случаев, катастроф, неудач, беды… Люди-то чувствуют незримое присутствие высших сил, понимают, что им с ними не совладать – и бегут к шаманам за помощью.
Шаман лишь «проводник», контактёр с высшими сферами. В жизни это очень простые и скромные люди, ведущие аскетический образ жизни, и не для себя – ради всех живых существ. Прежде чем начать есть и пить, шаман всегда уделяет часть пищи и напитка своим богам и духам. Если идёт по местности, где, он знает, обитает грозный дух, отрывает кусок своей одежды или клок волос из гривы коня и привязывает их к бурке. Он почитает Бога мыслями, душой и сердцем, творя мудрость и благо – только тогда дано ему во время экстаза транспутешествие в иные миры при общении с духами. И тогда можно будет узнавать многое у них. Шаман во время транса не чувствует боли – он исчезает здесь и появляется в других местах.
По определению Кастанеды – американского писателя, антрополога и мистика, автора книг о шаманизме, «Шаман – посредник между обычной и необычной реальностью... Шаманизм – иная система познания». Входя в транс (у бурятских шаманов: впустить в себя «онго»), он мог путешествовать в мир духов, вне нашего пространства и времени, и находить там причину болезни, изгонять злых духов и пророчествовать.
У бурят авторитет шаманов особенно велик. По их древним поверьям, сами боги – тенгери – дали людям шамана, чтобы тот помог им бороться с болезнями и смертью, которые насылали злые духи. Тенгери послали людям божество в образе Орла. Орел увидел на земле спящую женщину, спустился к ней – и вскоре она родила сына от него, ставшего Первым Шаманом. Согласно мифам, Белый Орел избрал местом своего пребывания остров Ольхон – пещеру на мысе Бурхан, он же – мыс Шаманский.
Святость и феноменальность острова официально признана шаманами Бурятии в конце XX века: остров Ольхон – главное святилище, культовый центр, олицетворяющий сакральную прародину бурят. Он самый большой на Байкале, самый загадочный: тут вам и пляжи гавайские, и горы гималайские, и лесотундра, да и ветра-вьюги такие, что не выйти, плюс – полное отсутствие дождей летом…
Кстати, существует увлекательная теория, по которой индейское население Северо-Американского континента произошло от коренных жителей Сибири, – она давно получила распространение, обзаведясь уже и научной аргументацией. Ученые нашли генетическое и языковое единство американских и сибирских народностей. Причем коренные жители Восточной Сибири – буряты – признаны наиболее генетически близкими к индейцам с того полушария. На острове Ольхон давно найдены останки предка краснокожих и помещены в музей поселка Хужир – столицы острова. Разработана и вероятная теория перехода обитателей Сибири на Американский континент – по перешейку, который долго был на месте нынешнего Берингова пролива.
– Наш Ольхон карает за кощунство и жадность, – говорит местный шаман Геннадий Тугулов. – Был у нас молодой рыбак, которому удалось заневодить головной косяк омуля. К нему обратились местные рыбаки, попросили поделиться. Но он пожадничал – не дал. В итоге, эту тонну рыбы он не смог за три дня вывезти, и множество омулей пропало в его сетях зазря... Зимой поехал ставить сети под лед, и вскоре его на льдине с бригадой рыбаков унесло в открытый Байкал. Их спас присланный вертолет. А он вскоре запил и незаметно сгинул...
Современные ученые неоднократно встречались с шаманами Бурятии и утверждают, что это очень умные и одаренные люди, как правило, носители древней культуры, обычаев, традиций и мифологии своего народа. Исследователь Центральной Азии и Сибири Григорий Николаевич Потанин считал, что «Шаманство... это включение в одну фигуру всей природы и всей культуры».
Человек, соблюдающий законы и обряды, получает духовное покровительство. Поэтому ни один местный житель не проедет мимо мыса Рытый, не остановившись. Существует целый ритуал, где нужно обязательно «брызнуть». Напротив священных деревьев, когда откроется перед взором вся падь реки Рита, нужно стать лицом к пади, открыть запечатанную бутылку спиртного, обязательно предварительно сняв с горлышка все кольца. Затем несколько капелек спиртного «чистым» пальцем правой руки (буддисты брызгают левой рукой) брызнуть вверх, затем на стол или предмет (брызгать на пол или в воду – к покойнику), положить несколько желтых и белых монет и поговорить, не открывая рта, с духами, прося их содействия в мирских делах.
Но одного этого, пожалуй, недостаточно, чтобы спецназ Всевышнего готов был поспешить нам на помощь. «Следует воздерживаться от убийства живых существ – это всеобщее благоволение, – говорят шаманы. – Нельзя брать того, что тебе не принадлежит. Также и воздержание от половой распущенности, от вина – проявление мудрости. Надо уметь радоваться успехам друг друга, проявляя искреннюю сорадость. Также подавлять в себе эгоизм и чрезмерные желания, быть во всем скромнее. Надо перенимать воззрения мудрых, благородных и справедливых. Быть великодушным, уметь прощать свои обиды и нечаянные ошибки людей. Обуздывать злословие, жадность, зависть и гнев, взращивать в себе милосердие и сострадание. Ведь, помогая ближнему, каждый в дальнейшем облегчает свою участь и судьбу».
В этом суть и мудрость исконного шаманизма. Ну а за то, что мы нарушаем законы Природы, вообразив себя её царями, – имеем то, что имеем
Как говорится, хотите – верьте…
…Как-то МЧСники подняли со дна Байкала уазик с телом сидящей в позе лотоса на заднем сиденье некой женщины. Оказалось, это была машина почтовой связи, она затонула с водителем и пассажиркой в апреле 1988 года – автомобиль шел по льду и попал в трещину (машину на дне обнаружили 16 лет спустя). «Еще нам сказали тогда, что эта женщина была шаманкой, и кому-то из своих родственников она говорила, что, когда ее будут хоронить, случится сильный ураган» – говорят спасатели.
– Наш лагерь был разбит у МРС. Это при въезде на паром острова Ольхон. Вокруг отдыхающие, у берега стояли палатки, был нормальный летний день, – рассказывал один из спасателей Александр Андреев. – И вдруг начался настоящий ураган – все вокруг летело, срывалось, палатки вырвало, поломало некоторые деревья. А над нами небо было абсолютно чистым, светило солнце. Потом вдруг хлынул дождь, а через какое-то время стал хлопьями падать снег!
Мужчины были в шоке от таких метаморфоз природы – ураган их не тронул. Там, где они находились, происходили настоящие чудеса! «Мы не знаем, что это было, может, так шаманка передавала нам привет или благодарность за то, что ее нашли?»
– То была наша тетя! – говорят её племянники. – Ей было тогда всего 49 лет. Она действительно была шаманкой, и вся эта история – настоящая правда. Мы всегда жили рядом, в соседних домах на одной улице, были очень близки.
Племянники рассказали, что их тетя Мария Даниловна Дананова была сильной шаманкой, могла лечить, вправлять кости и так далее. В тот апрель женщина поехала в соседний поселок по своим делам и не вернулась. О том, что машина ушла под лед (в этих краях, по словам братьев, лед на Байкале стоит до середины мая), рассказали очевидцы. А тот ураган 2004 года хорошо помнят жители нашей области – тогда ведь срывало крыши с домов, уносило все, что не было закреплено, деревья выкосило целыми гектарами. Сильнейший ветер был и в селе Черноруд, где в тот день хоронили шаманку.
…По преданию, Великий хан [Чингисхан] совершил поездку к Ариг-Ус [Байкал] по долине Селенги, где ранее сокрушил племя меркитов, похитивших его любимую жену Бортэ. И, по Джасаку [закону] Чингисхана, эти земли были объявлены местом Их-Хориг – Великого Запрета. «Великий хан объявил эти места – Хамар-Дабан, Селенгу, Байкал – Ариг Ус [чистая, светлая вода] – местами Их-Хориг, местами Великого Запрета. Отныне в Их-Хориг запрещалось землепашество, строительство городов, даже облавная охота. Здесь хоронили великих ханов». Под запрет попало и строительство городов, укреплений [балгас]. Чингисхан, почитавший превыше всего воинское искусство, умение сражаться, вдруг объявляет места своих предков Буртэ-чино и Гоа-марал зоной умиротворения, гармонии, согласия. Как сказали бы сегодня – территорией устойчивого развития, зоной экологического равновесия…
…В предгорьях Черноруда местные жители помнят деда Барнашку, предсказателя – такого же известного, как болгарская Ванга. Так вот он напророчил ни много ни мало как исход бурятского народа с берегов Байкала в Монголию. В три потока. Верным признаком того, что пора сворачиваться с насиженных родовых мест, по прогнозу мистического деда, будет начало строительства железного моста через реку Сарму. Если исход не состоится, то местные жители увидят на берегах Священного озера военных людей в голубых касках. Ныне это является визитной карточкой вооруженных сил НАТО. Их появление дед Барнашка объяснял просто: тогда будут добывать нефть со дна ныне заповедного Байкала.
Есть над чем задуматься?
Михаил Юровский (на фото)
"Байкал24" впервые опубликовано